Требования к тестировщику ч.4: этапы тестирования ПО. Разработка тестов по учебной дисциплине Достоинства компьютерного тестирования

Всем привет. Что нужно знать для того, чтобы устроиться на работу тестировщиком?

I) Прочитать и понять эту книгу Роман Савин. Тестирование Дот Ком ;
II) Разобраться с SQL — запросами;
III) Разослать резюме;
IV) Показать свои знания и адекватность на собеседовании.

Теперь подробнее.

I) Прочитать и понять книгу

В книге около 300 страниц. За 1-2 дня прочитать несложно. Для тех, у кого нет времени на чтение, попробую изложить коротко основные моменты. Но рекомендую прочитать её полностью.

Участники разработки ПО:
1. Менеджер проекта — специалист, занимающийся вопросами поиска заказчиков проектов и исполнителей
2. QA-инженер — специалист, задача которого организовать процесс разработки таким образом, чтобы работа была выполнена в срок и на надлежащем уровне качества.
3. Продюсер — специалист, задача которого составить спецификацию (spec)
4. Программист — специалист, занимающийся написанием или корректировкой кода программы
5. Тестировщик — специалист, занимающийся поиском багов

Цикл разработки ПО состоит из:
1. Идея.
2. Разработка дизайна продукта и создание документации.
3. Кодирование или создание кода.
4. Исполнение тестирования и ремонт багов.
5. Релиз.

Цикл тестирования ПО состоит из трех этапов:
1. Изучение и анализ предмета тестирования.
2. Планирование тестирования.
3. Исполнение тестирования.

Основные понятия:

1. Тестирование — это сравнение фактического результата с ожидаемым.
2. Цели тестирования — нахождение багов до того, как их найдут пользователи.
3. Баг (bug) — это отклонение фактического результата от ожидаемого.
4. Спецификация (spec) — это детальное описание того, как должно работать ПО. Так же, это детальное описание ожидаемого результата. (В спецификации тоже могут быть баги, например, двусмысленные предложения).
5. Тест-кейс — это инструмент тестировщика, предназначенный для документирования и проверки одного или более ожидаемых результатов.
6. Тест-комплект — совокупность тест-кейсов находящихся, как правило, в одном документе, которые проверяют какую-то определенную часть нашего проекта.
7. Шаги тест-кейса (procedure) — это часть тест-кейса, ведущая исполнителя тест-кейса к фактическому результату. (Излишняя детализация может осложнить поддержку, а излишнее абстрагирование привести к непониманию того, как исполнить тест-кейс).
8. Front end — это непосредственный интерфейс пользователя (текст, картинки, кнопки, линки и прочие вещи, которые видно в окне приложения)
9. Back end — это то что на заднем фоне приложения (веб-сервер, код приложения, база данных и т.д.).
10. New feature testing — тестирование новых компонентов.
11. Regression testing — исполнение старых тест-кейсов для проверки того, что старые компоненты ПО еще работают.
12. СТБ (Bug Tracking System) — Система в которую заносятся баги.
13. Git — распределённая система управления версиями файлов (для управления коллекцией исправлений, патчей).

Виды тестирования:

1. По знанию внутренностей системы:
черный ящик (black box testing) — тестирование программы без доступа к коду;
белый ящик (white box testing) — тестирование программы только по коду;
серый ящик (grey box testing) — тестирование без кода+тестирование по коду.

2. По объекту тестирования:
функциональное тестирование (functional testing) — например, проверка выводимого результата;
тестирование интерфейса пользователя (UI testing) — из названия понятно;
тестирование локализации (localization testing) — например, проверка шрифтов и другая адаптация приложения для пользователей;
тестирование скорости и надежности (load/stress/performance testing) — например, проверка скорости загрузки сайта при определенном количестве пользователей;
тестирование безопасности (security testing) — суть в том, чтобы усложнить условия для кражи данных (например телефонов и др. личной информации);
тестирование опыта пользователя (usability testing) — суть в том, чтобы интерфейс был интуитивно понятен даже непродвинутым пользователям;
тестирование совместимости (compatibility testing) — запуск на разных операционках и браузерах.

3. По субъекту тестирования:
альфа-тестировщик (alpha tester) — тестирование сотрудниками фирмы;
бета-тестировщик (beta tester) — тестирование пользователями.

4. По важности тестирования:
сначала тестирование новых функциональностей (new feature testing) — тестирование новых функциональностей;
потом регрессивное тестирование (regression testing) — повторное тестирование старых функций.

5. По критерию «позитивности»сценариев:
позитивное тестирование (positive testing) — тестируем ожидаемыми методами;
негативное тестирование (negative testing) — тестируем нестандартными методами(например вводим вместо 9 цифр — 11 букв).

6. По степени изолированности тестируемых компонентов:
компонентное тестирование (component testing) — это тестирование одного логического компонента;
интеграционное тестирование (integration testing) — это тестирование на уровне двух или больше логических компонентов;
системное тестирование (system or end- to-end testing) — это проверка всей системы от начала до конца.

7. По степени автоматизированности тестирования:
ручное тестирование (manual testing) — это исполнение тест-кейсов без помощи каких-либо программ, автоматизирующих вашу работу (например, создаем аккаунт вручную);
автоматизированное тестирование (automated testing)- акаунт создается программой автоматически;
смешанное/полуавтоматизированное тестирование (semi automated testing) — создаем акаунт вручную, но закупки сделаются автоматически.

8. По степени подготовки к тестированию:
тестирование по документации (formal/documented testing) — тестирование по тест-кейсам;
эд хок-тестирование (ad hoc testing) — интуитивное тестирование без документации (например, когда что-то нужно быстро проверить).

Пример тест-кейса:

Также по документам существует:
Тест-смета (Test Estimation) — документ, включающий в себя предварительную оценку времени, необходимого на подготовку к тестированию и на тестирование новых фича (new feature testing);
Тест-план (test-plan) — документ, обобщающий и координирующий тестирование (подробнее об этом документе можно узнать в книге Савина).

II) Разобраться с SQL запросами

SQL (structured query language) — структурированный язык запросов.
С помощью SQL- запросов можно создавать и работать с реляционными базами данных.
Реляционная база данных — это таблица, в которой в качестве столбцов выступают поля данных, а каждая строка хранит данные.

SQL определяется Американским Национальным Институтом Стандартов и Международной Организацией по стандартизации (ISO)
Несмотря на это, некоторые производители баз данных вносят изменения и дополнения в этот язык. Эти изменения незначительны и основа остаётся совместимой со стандартом. (например ms sql, my sql, postgreSQL).

В каждой таблице должно быть одно уникальное поле, которое однозначно будет идентифицировать строку. Это поле назовем ключевым (Key1, Key2..).
В качестве ключа обычно используют численный тип и если позволяет база данных, то он будет типа «autoincrement» (автоматически увеличивающееся).

Столбцы в базе данных, также должны быть уникальными, но в этом случае не обязательно числовыми. Их можно называть как угодно, лишь бы было уникально и понятно.

SQL может быть двух типов: интерактивный и вложенный. Интерактивный — это отдельный язык, он сам выполняет запросы и сразу показывает результат работы. Второй — это когда SQL язык вложен в другой, например в С++ или Delphi.

Так как мы формируем минимальный список знаний трудоустройства, мы рассмотрим интерактивный SQL.

Представим, что у нас есть две таблицы:

Prog.db
Key1 / ProgName / Cost
1 / Windows 95 / 100
2 / Windows 98 / 120

User.db
Key1 / Key2 / LastName
1 / 1 / Иванов
2 / 1 / Петров
3 / 2 / Сидоров

Рассмотрим первый запрос:

SELECT *
FROM Prog, User
WHERE Prog.Key1= Key2
AND ProgName LIKE "Windows 95"

Выбрать (SELECT) все поля (*) из (FROM) баз данных Prog и User, где (WHERE) есть связь(Prog.Key1 и Key2) Prog.Key1= Key2 и ProgName LIKE "Windows 95".
LIKE это тоже самое что равно(=) только для строк

Результатом этого запроса будет:

Prog.db User.db
1 / Windows 95 / 100 / 1 / 1 / Иванов
1 / Windows 95 / 100 / 2 / 1 / Петров

Отредактируем немного запрос:
SELECT Prog.Key1, Prog.ProgName, Prog.Cost*2 "руб",
Cost.Key1, Cost.Key2, Cost.LastName
FROM Prog, User
WHERE Prog.Key1= Key2

Prog.Cost*2 "руб" — эта запись говорит, что к каждое значение надо умножить на 2 и прибавить строку "руб".

Результат:
Prog.db User.db
Key1 / ProgName / Cost / Key1 / Key2 / LastName
1 / Windows 95 / 200 руб / 1 / 1 / Иванов
1 / Windows 95 / 200 руб / 2 / 1 / Петров

Для сортировки используется команда ORDER BY. После этого пишутся поля, по которым надо отсортировать. В самом конце нужно поставить АSC (сортировать в порядке возрастания) или DESC (в порядке убывания). Если ты не ставишь АSC или DESC, то таблица сортируется по возрастанию и подразумевается параметр АSC.

Например:
SELECT *
FROM Prog
ORDER BY ProgName DESC

Результатом будет таблица Prog, отсортированная по полю ProgNamе в порядке убывания.

SQL калькулятор:
Вот несколько функций:
COUNT — подсчёт количества строк;
SUM — подсчёт суммы;
AVG — подсчёт среднего значения;
MAX — поиск максимального значения;
MIN — поиск минимального значения.

Этот запрос просто подсчитывает количество строк в базе:
SELECT COUNT(LecNumber)
FROM User

Этот запрос опять подсчитывает количество строк, но теперь результатом будет количество народу, у которых поле LecNumber = 1:
SELECT COUNT(LecNumber)
FROM User
WHERE LecNumber=1

Этот запрос выводит количество лицензий и единицу измерения в одном столбце. Здесь к числу прибавляется текст:
SELECT LecNumber+"шт."
FROM User

Работа с полями:
NSERT (вставить), UPDATE (модифицировать), DELETE (удалить).
После оператора VALUES идёт перечисление всех полей строки. Теперь рассмотрим пример:
INSERT INTO User1
VALUES ("Иванов", "Сергей", 34);

Этой командой мы вставили строку и присвоили значения полям. В таблице три поля: первые два поля строковые (Фамилия и Имя), последнее поле — целое число (возраст). Типы данных обязаны совпадать с теми, что установлены в таблице.

Если не надо задавать все поля, тогда можно оставить их пустыми с помощью NULL:
INSERT INTO User1
VALUES ("Иванов", NULL, 34);

Если таблица с большим количеством полей и нужно заполнить только два из них?
Решение:

INSERT INTO User1 (Family, Age)
VALUES ("Иванов", 35);

После конструкции INSERT INTO и имени базы стоят скобки, где перечислены поля, которые необходимо заполнить (Фамилия и Возраст). В скобках после слова VALUES перечисляем эти поля в той же последовательности, в которой перечислил перед этим (сначала фамилия, а потом возраст).

INSERT INTO User1
SELECT *
FROM User2
WHERE Age=10

В этом примере сначала выполнится запрос SELECT:

SELECT *
FROM User2
WHERE Age=10

После его выполнения результат будет занесён в таблицу User1. Важно, что количество столбцов в запросе и результирующей таблицы должно быть одинаково. А самое главное — это чтобы тип данных совпадал

Теперь рассмотрим такой запрос:

INSERT INTO User1(Name,Age)
SELECT Name,Age
FROM User2
WHERE Age=10

Теперь в таблицу User1 будут перенесены только два столбца (имя и возраст). Поля должны быть перечислены в таком порядке, чтобы типы и длина полей совпадали.

Мы смогли добавить строки, но надо и научиться изменять данные. Для этого нам доступна команда UPDATE. Сразу же попробуем взглянуть на пример:

UPDATE User1
SET age=65

Первая строка говорит о том, что нам надо обновить базу User1. Вторая строка начинается с оператора SET (установить). После этого мы пишем поле, которое хотим обновить, и присваиваем ему значение.

Если нужно обновить только определённые строки, то ты должен написать так:
UPDATE User1
SET age=65
WHERE Name LIKE "Вася"

UPDATE User1
SET age=age+1

UPDATE User1
SET age=age+1, Name="Иван"
WHERE Family LIKE "Сидоров"

Этот запрос увеличит поле Age на единицу и установит поле Name в «Иван» во всех строках, где поле Family равно «Сидоров».

Теперь команда DELETE:

DELETE FROM User1

Эта конструкция удаляет абсолютно все строки из таблицы User1. Можно сказать, что этим мы очищаем таблицу.

Теперь рассмотрим другой пример:

DELETE FROM User1
WHERE Age=10

Этот пример удаляет только те строки, в которых поле Age равно 10.

Понимания этих запросов будет достаточно.

III) Разослать резюме

Самая короткая глава, это все умеют, hh.ru вам в помощь. Там же можно составить резюме. Перед составлением не забывайте смотреть резюме своих конкурентов.

IV) Показать свои знания и адекватность на собеседовании

Обычно собеседование делятся на 3 этапа:
1) Встреча с девушкой из отдела кадров. На этом этапе будет несколько вопросов по вашим знаниям, чтобы было понятно, что вы в «теме» и много общих вопросов, чтобы определить вашу адекватность.
2) Тестовое задание — обычно дается на дом
3) Встреча с руководителем где будут вопросы, касающиеся ваших навыков тестирования.

Тестовое задание и встреча с руководителем вряд ли уйдет за рамки того, что мы написали выше. Рассмотрим первую ситуацию, где нам будут задавать вопросы на нашу адекватность.

Предположим, что у нас нет никакого официального опыта работы тестировщиком, в нашей голове только теория, хобби- программирование на самом начальном этапе, а в трудовой запись «менеджер по продажам».

Рассмотрим основные вопросы и и примеры самых обычных ответов на них:

1) Почему вы решили стать тестировщиком?
Меня всегда тянуло в IT сферу, эта профессия больше всего подходит моему характеру и моим интересам.

2) Что больше всего вам нравится в тестировании?
Я обожаю анализировать и изучать программы, например на прошлом месте работы мне больше всего нравилось работать с 1с, я даже смог поставить одну из версий себе на домашний компьютер, для более детального изучения программы, без всяких ограничений.

3) Какими достоинствами должен обладать эффективный тестировщик?
Честность, внимательность (для поиска багов), общительность(так как нужно будет много общаться с персоналом), обучаемость (без этого никуда), умение работать с большим объемом информации и умение расставлять приоритеты, и, конечно, стрессоустойчивость.

4) Ваше самое большое профессиональное достижение (не обязательно в области тестирования).
Создание и поддержание базы для логистики и закупа, которой пользовались все менеджеры компании. По этой базе, я мог закупить все, что мне нужно максимально дешево, и с любой точки России доставить товар с отличным соотношением цены, качества и риска.

5) Почему вы ушли (уходите) из своей предыдущей компании?
Мне нравилось работать в прошлой компании, но я хочу опробовать себя как тестировщик ПО. Так как данная сфера ближе к моим интересам, характеру и увлечениям. На этой должности я буду получать гораздо большое удовольствия от работы.

6) Приведите пример сложной ситуации, с которой вы столкнулись в своей карьере, и какой выход из нее вы нашли?
Из-за текучки кадров, мне часто приходилось брать обязанности других на себя, например доставка или закупки. И чтобы свести всю свою деятельность в единую систему, в свободное от работы время я создал базу (excel), которая собрала в кучу всю мою старую и новую деятельность. Эта база не дала мне запутаться в огромном количестве работы. Так же она помогла избавиться от блокнотов и стикеров, а это значит, что покупатели всегда видели порядок за моим рабочим столом.

7) Что бы вы пожелали усовершенствовать в себе? Что вы для этого делаете?
У меня есть хобби — программирование. Хочу совершенствовать свои навыки в этой области, они же в дальнейшем помогут улучшить мои навыки тестировщика.

8) Что вы ждете от нашей компании?
Хороший коллектив, и профессиональное развитие

9) Какой минимальный доход вас устроит?
Можно посмотреть средний доход по региону на эту вакансию и назвать его. Но, если вы проходите собеседование в 2гис, то говорите что готовы работать бесплатно 24/7/365, как рекомендует

ВВЕДЕНИЕ

В связи с модернизацией современного высшего образования , с введением ФГОС третьего поколения, возрастают требования к повышению качества педагогического контроля, ведется поиск его лучших форм и методов, его экономичности, оптимизации. Оценка качества образования также на сегодняшней день является наиболее приоритетной проблемой в образовательной деятельности . Новый стандарт предполагает также переход на систему контроля и оценки знаний слушателей, в связи с этим большое значение приобретает измерение результатов усвоения программного материала.

Мониторинг качества образовательной системы предполагает, прежде всего, регулярный сбор и обработку информации об уровне профессиональных знаний, умений студентов. Одним из основных инструментов оценки качества уровня обученности студентов является тестирование вообще и компьютерное тестирование в частности, позволяющие дать достаточно объективную нормативно-ориентированную оценку учебных достижений обучающихся.

Каким содержанием наполнено понятие «педагогический тест»? Какие классификации педагогических тестов существуют, и какие критерии применятся для оценки качества педагогических тестов? В чем преимущество тестовых форм контроля в процессе обучения? Что понимается под термином «тестовое задание», и какие правила необходимо соблюдать при составлении тестовых заданий? Как составить тестирование обучающихся при подготовке к внутреннему тестированию в рамках внутривузовской проверки качества профессиональной подготовки? Ответы на эти вопросы, а также конкретные образцы тестовых заданий разного вида представлены в данном учебно-методическом издании.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ КАК КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Педагогический тест является наиболее распространенным контрольно-измерительным материалом в современном образовательном процессе в вузе. Педагогический тест – это совокупность заданий, отобранных на основе научных приемов для педагогического измерения в тех или иных целях.

Педагогический тест рассматривается как система, как упорядоченное множество тестовых заданий. Задания – это те элементы, «кирпичики» из которых составляется педагогический тест.

Почему именно тестирование становится все более массовым явлением в процессе педагогического оценивания?

Опыт использования тестов в качестве инструмента для оценивания позволяет выделить многие его преимущества, в частности, тест:

· это более качественный и объективный способ оценивания, что достигается путем стандартизации процедуры проведения (отсутствие субъективной оценки на всех этапах тестирования) и стандартизации заданий;

· более емкий инструмент – показатели тестов ориентированы на измерение степени, определение уровня усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебной программы , умений, навыков, а не на констатацию наличия у обучающихся определенной совокупности усвоенных знаний;

· позволяют включить в экзаменационную работу гораздо большее количество заданий;

· это более «мягкий» инструмент, они ставят всех испытуемых в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки, что приводит к снижению нервного напряжения;

· широкий инструмент – и с точки зрения интервала оценивания;

· более эффективен с экономической точки зрения, как при тестировании основные затраты приходятся на составление качественного инструментария.

Было бы конечно большой ошибкой считать, что педагогическое тестирование свободно от недостатков. Применение педагогических тестов – эта та область знаний и умений, которая поддается формализации. Но далеко не все учебные дисциплины или их разделы формализуемы.

К недостаткам тестов следует отнести то, что тестовый контроль лишает возможности слушателей самостоятельно формулировать ответы, отсутствует возможность проявить свою индивидуальность, творчество.

Но самый большой недостаток – это сложность разработки хороших тестовых заданий, хотя на первый взгляд кажется, что с этим никаких трудностей быть не должно, ведь тестовые задания разрабатываются преподавателями, хорошо знающими свой предмет. На самом деле разработка педагогических тестов требует высокой педагогической квалификации, научной компетенции и большого методического опыта составления тестов преподавателем. В этой связи необходимо самое пристальное внимание уделять повышению качества тестовых заданий.

При проведении тестирования учитываются три критерия качества теста: надежность, валидность и объективность.

Надежность теста - критерий, отражающий точность диагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов. Надежность педагогического теста позволяет при его применении в разных группах обучающихся с близким уровнем подготовки получать примерно одинаковые результаты. Результат педагогического тестирования обычно подвержен влиянию большого количества неучитываемых факторов (например, эмоционального состояния и утомления, уровня мотивированности тестируемых и др.). Любое изменение ситуации тестирования усиливает влияние одних и ослабляет воздействие других факторов на результат теста.


В самом широком смысле надежность педагогического теста - это характеристика того, в какой степени выявленные у слушателей различия в уровне знаний по тестовым результатам являются отражением действительных различий в измеряемых свойствах и в какой мере они могут быть приписаны случайным ошибкам.

В более узком смысле, связанном с непосредственными методами определения характеристик надежности, под этой группой показателей понимают степень согласованности результатов теста, получаемых при первичном и повторном его применении, по отношению к тем же тестируемым в различные моменты времени, с использованием разных (но сопоставимых по характеру) наборов тестовых заданий или при других измененных условиях тестирования.

Важнейшим средством повышения надежности педагогических тестов является стандартизация процедуры тестирования. При строгой регламентации процедуры тестирования (обстановка и условия работы слушателей, характер инструкции, временные ограничения, способы и особенности контакта со слушателями, порядок предъявления тестовых задач и т. д.) существенно уменьшается дисперсия ошибки и повышается надежность теста. При прочих равных условиях надежность теста зависит от числа заданий (длины теста) - чем длиннее тест, тем он надежнее.

Валидность теста - это критерий, который определяет, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает. В понятии валидности отражается идея соответствия педагогического тестирования его цели. Интуитивно все понимают, что одно и то же можно проверять по разному. Отсюда возникает вопрос поиска наиболее подходящего (валидного) средства, полнее, чем другие, удовлетворяющего требованиям качества проверки.

В педагогических тестах наиболее важным типом валидности является валидность по содержанию. При проверке содержательной валидности речь идет об определении степени соответствия содержания тестовых заданий содержанию учебного предмета, успешность усвоения которого тестируется, то есть решается вопрос о том, в какой степени задачи данного диагностического контроля успеваемости репрезентативны для содержания учебной программы.

Для обеспечения валидности педагогического теста требуется систематическая проверка того, насколько задания теста охватывают все главные аспекты учебной программы и в правильной пропорции. Тест легко перенасытить теми аспектами учебной программы, по которым легче составить объективные задания. Поэтому рассматриваемое содержание следует фиксировать заранее, а не после того как тест уже составлен. Правильно построенные педагогические тесты должны соответствовать не только предмету обучения, но и его задачам. Содержание, следовательно, необходимо определять достаточно широко, включая в него помимо знания фактического материала такие важнейшие цели обучения, как применение изученных принципов и интерпретацию данных. Валидность также обеспечивается распределением тестовых заданий различной трудности пропорционально уровню трудности учебного материала.

Валидность по содержанию закладывается в тест уже при отборе соответствующих заданий. Для педагогических тестов подготовке их заданий предшествует полная систематизированная проверка соответствующих учебников и учебных программ, а также консультации со специалистами по данному предмету. На основе собранной таким путем информации составляется спецификация теста для тех, кто будет составлять задания. В спецификации указываются тестируемые области содержания (темы), задачи (процессы) обучения, а также относительное значение каждой темы и процесса. На этой основе по каждой теме устанавливается число заданий различных типов. (Более подробно вопрос составления спецификации будет рассмотрен ниже).

Надежным средством обеспечения валидности теста является экспертная оценка тестовых материалов, которая проводится экспертами из числа наиболее квалифицированных специалистов-предметников и специалистов в области тестирования. Конкретные задания оцениваются экспертами по принципу их близости к реальным требованиям. Эксперты выносят суждение о том, охватывает ли тест репрезентативную выборку конкретных навыков и знаний исследуемой области обучения.

Валидность по содержанию является адекватным средством оценки педагогических тестов. Она позволяет установить, охватывает ли тест, репрезентативную выборку конкретных навыков и знаний и свободно ли выполнение теста от влияния посторонних факторов.

Следующий важный критерий качества педагогического тестирования - объективность, то есть независимость получения и интерпретации диагностических данных от преподавателя. Объективность педагогического тестирования является важным синтезирующим критерием, включающим в себя идеи надежности, валидности, кроме того, ряд аспектов педагогического и этического характера.

Педагогический аспект повышения объективности педагогического тестирования проявляется в использовании стандартных тестовых программ, технических средств контроля, в первую очередь использование компьютерных технологий в организации проведения педагогического тестирования.

Этический аспект объективности охватывает широкую область морального регулирования. Результаты педагогического теста могут оказаться полностью или частично неадекватными поставленной цели, если допускается списывание, подсказки со стороны слушателей, репетиторство (но не всякое, а «натаскивание»), снисходительность или, наоборот, чрезмерная требовательность преподавателей.

Таким образом, результаты педагогического теста зависят от соблюдения всех вышеназванных требований, которые обеспечивают получение адекватных и достоверных оценок знаний слушателей.

ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ И ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ТЕСТА

В данном разделе представлены основные этапы составления теста.

В разработке педагогических тестов можно выделить три этапа: планирование, написание заданий и анализ заданий (см. Рис. 1).

Перед разработкой теста необходимо четко иметь представление о требованиях к знаниям, навыкам и умениям обучающихся по данной учебной дисциплине. Эти требования определены в соответствующих Государственных образовательных стандартах, предметных квалификационных характеристиках и типовых учебных программах. Первый шаг в планировании теста - это анализ данных документов. Задания теста должны в полной мере выявить степень овладения требуемыми знаниями, навыками и умениями.

Составитель теста, начинающий с написания задания, скорее всего, создаст узконаправленный тест. Без предварительного плана некоторые темы изучаемого предмета могут занять слишком много места, в то время как другие останутся незатронутыми.

Выбор типа тестового задания


Рисунок 1. Этапы разработки теста

Во избежание несбалансированности и диспропорции , охватываемых тестом тем составлению заданий должна предшествовать разработка его спецификации.

Спецификация теста является обязательной операцией эмпирического анализа теста и необходимым условием создания нового теста. Спецификация заключается в том, что строится таблица, в которой указываются:

· номера заданий и их принадлежность к субтестам;

· направленность заданий;

· сложность, трудоемкость, вес заданий;

· какую из характеристик каждое из заданий конкретно диагностирует.

При подготовке тестов подобную спецификацию следует начать с описания целей изучения данного предмета, а также охватываемого этим предметом содержания. Перечисляя цели, создатель теста должен спросить себя, к каким изменениям в поведении ведет освоение изучаемого предмета: скажется ли оно на привычных способах работы, на способе решения задач, на способностях, интересах и других характеристиках, а также на приобретении и развитии интеллектуальных навыков.

Исходным моментом составления тестовых заданий является выделение общей цели, преследуемой тестовым заданием. Такие цели должны предусматривать требование от обучаемого:

а) простого воспроизведения знаний, анализа и сравнения данных. Постановка таких вопросов в заданиях позволяет проверить усвоение слушателями материала на уровне запоминания, тренирует память;

б) анализа признаков понятия. При этом выявляется умение обучаемых находить общее и специфическое в изучаемом материале, отделять существенные признаки от несущественных, родовые от видовых, способствует развитию аналитического мышления;

в) умения распознавать схемы, рисунки;

г) понимания функций, выполняемых различными органами (звеньями, приборами, устройствами и т. п.), и процессов взаимодействия между этими органами. Вопросы такого типа позволяют проверить умение слушателя вскрывать определенные причинно-следственные связи и отношения, оценивать роль и значение данного органа для процессов, происходящих во всей системе;

д) приведения в логическую последовательность элементов множества, расположенных в беспорядке, т. е. умения решать определенного класса задачи, требующие обнаружить последовательность расположения элементов в информационном ряде объектов, тактических приемов, например, в следственном действии либо оперативно-розыскном мероприятии;

е) творческого подхода к рассматриваемым проблемам и вопросам, умения применять полученные знания в условиях той или иной ситуации.

При создании тестов для проверки остаточных знаний на основании ФГОС ВПО по соответствующей дисциплине или для проверки итоговых знаний студента на основании программы дисциплины прежде всего определяется область содержания теста и цели тестирования. План теста для промежуточного контроля знаний должен охватывать знания, умения и навыки по одной или нескольким дидактическим единицам, для итоговой аттестации по всем дидактическим единицам дисциплины в соответствии с программой дисциплины, для проверки остаточных знаний по всем дидактическим единицам дисциплины в соответствии с ФГОСом по специальности.

Преподавателю следует ориентироваться на следующие принципы отбора содержания тестовых заданий для тестов:

2. Необходимо включение в тесты только наиболее важных, базовых знаний, выражающих сущность, содержание, законы и закономерности рассматриваемых явлений. Все спорные точки зрения, допустимые в научном споре, следует исключить из тестовых заданий.

3. Каждый учебный элемент должен иметь некоторую усредненную меру трудности, которую необходимо учитывать в процессе контроля знаний.

Эксперты, определенные на кафедре, оценивают соответствие заданий области содержания и целям тестирования. Проводится внутреннее пробное тестирование преподавателями кафедры. Осуществляется предварительная корректировка теста. Определяется время тестирования студентов. Рекомендуемая продолжительность ответа на тестовое задание составляет 1,5 минуты.

На основании анализа статистических параметров по каждому заданию и тесту в целом производится повторная корректировка теста - удаляются неудачные задания, если необходимо - составляются новые.

Производится выбор стандартов оценивания экспертными и эмпирическими методами. Выполняется оценка надежности теста и содержательной валидности (соответствия заданий содержанию дидактических единиц). Составляется окончательный вариант теста и его параллельных форм. Тиражируется сам тест и связанный с ним материал (если используется бумажный вариант тестирования). При подготовке теста к компьютерному тестированию готовится бумажный и электронный вариант теста и заносится в тестовую оболочку программистом компьютерного класса.

ВИДЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Существует ряд требований к тесту организационного характера:

Тестирование осуществляется главным образом через программированный контроль, никому не дается преимуществ, все отвечают на одни и те же вопросы в одних и тех же условиях;

Оценка результатов производится по ранее разработанной шкале;

Применяются необходимые меры, предотвращающие искажение результатов (списывание, подсказку и утечку информации о содержании тестов)

При разработке теста целесообразно использовать различные виды тестовых заданий. В частности:

Задания с выбором одного правильного ответа (ВО)

Задания с выбором нескольких правильных ответов (MB)

Задания на установление правильной последовательности (УП)

Задания на установление соответствия (УС)

Задания с кратким ответом (КО)

Общие требования к тестовым заданиям разного типа

Текст задания должен исключать всякую двусмысленность и неясность формулировок.

Текст задания формулируется предельно кратко, т. е. освобождается от всякого постороннего для данной проблемы материала. Текст задания должен иметь предельно простую синтаксическую конструкцию.

В задании не используются слова, вызывающие различное понимание у испытуемых, а также слова, являющиеся подсказкой, например, «иногда», «часто», «всегда», «все», «никогда».

В заданиях, носящих составной характер, необходимо обеспечить такую последовательность, чтобы правильность выполнения одного задания не зависела от правильности выполнения другого задания данной группы.

В тексте задания исключается двойное отрицание.

Задания должны быть направлены на проверку значимых элементов содержания, а не тех, которые проще формулируются или просты в обработке.

Используемая в заданиях терминология не должна выходить за рамки учебной литературы , используемой в вузе.

Требования к дистракторам:

По возможности, не следует делать ответы длинными;

Одно и то же слово (или словосочетание, или однокоренное слово) не должно находиться в тексте задания и правильном ответе;

Все ответы должны быть подобными (аналогичными, похожими), это касается и их внешнего вида, и грамматической структуры.

В вариантах ответа на задания желательна краткость;

Ответы на основу задания должны быть сформулированы достаточно просто, чтобы были понятны существенные различия между ними;

Каждый дистрактор должен быть правдоподобным, внушающим доверие, вполне убедительным и привлекательным для экзаменующихся;

Правильный ответ должен быть ясен, краток, правилен и свободен от подсказок (как внутри текста задания, так и вне его);

Ответы должны быть одинаковы по длине (хотя бы приблизительно), не следует формулировать правильный ответ заметно длиннее или короче, чем дистракторы;

В дистракторах не следует использовать слова или технические термины, которые экзаменующийся не может или не должен знать;

При формулировке дистракторов не следует использовать выражения: «ни один из перечисленных», «все перечисленные» и т. д., так как они способствуют угадыванию правильного ответа;

Из дистракторов, как правило, исключаются все повторяющиеся слова путем ввода их в основной текст задания;

Все ответы должны быть грамматически согласованными с основной частью задания;

Если ответ выражен в виде числа, то, как правило, эти числа располагаются от меньшего к большему или наоборот.

Задания с выбором одного верного ответа (ВО)

Общие требования

Формулировка основной части задания, должна быть законченной.

В заданиях базового уровня в ответы целесообразно включать не более двух-трех важных, ключевых слов, при этом правильный ответ не должен отличатся какими-либо формальными признаками от неправильных ответов (дистракторов).

В заданиях базового уровня не должно требоваться выбрать один НЕПРАВИЛЬНЫЙ ответ при наличии нескольких правильных.

Из текста задания исключаются все словесные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа с помощью догадки.

Если имеется задание с отрицаниями, то частицу НЕ или слово, выражающее отрицание, необходимо выделить в тексте (жирным текстом с подчеркиванием).

Задания должны иметь одинаково правдоподобные дистракторы (ответы), одинаково привлекательные для выбора.

Исключаются ответы, вытекающие один из другого или дополняющие друг друга.

Задания с выбором одного верного ответа (ВО)

Примеры заданий:

Функция живого вещества, связанная с преобразованием физико-химических параметров среды, называется...

A. средообразующей

D. концентрационной.

Различные типы заданий с выбором ответа

Примеры заданий ВО в повествовательной форме (в виде суждений)

Аппаратом сухой, инерционной очистки газов от пыли является...

2)скруббер

3)волокнистый фильтр

4)электрофильтр

Регулярное наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды; определение изменений, вызванных антропогенным воздействием, называется экологическим...

1)мониторингом

2)аудитом

3)страхованием

4) нормированием.

Задания на отрицание

В архейскую эру НЕ существовало...

A. беспозвоночных животных

C. анаэробных бактерий

Примеры заданий с рисунком

Об экологической чистоте товара и о безопасности его для человека и окружающей среды указывает знак экологический маркировки...

На представленном рисунке показана схема...

2)очистки газовых выбросов ТЭС

Примеры заданий формы множественный выбор «два из пяти» ( MB ):

К цветковым растениям относятся...

A. одуванчик лекарственный

B. рябина обыкновенная

C. ель европейская

D. сосна обыкновенная

E. плаун булавовидный

Примеры заданий формы множественный выбор «три из шести»(МВ):

выделял такие виды веществ в биосфере , как...

3) биоксное

4)твердое

5)мертвое

6)автотрофное

Пример задания формы установление последовательности (УП):

Расположите биоценозы в той последовательности, в которой они сменяют друг друга в процессе сукцессии...

1)пожарище

2)кустарник

3)смешанный лес

Установите правильный порядок действий при выделении хлоропластов методом центрифугирования...

1)поставить центрифужные пробирки в центрифугу

2)измельчить лист растения ножницами

3)растереть растительную навеску в ступке при помощи пестика

4)уравновесить центрифужные пробирки

5)включить центрифугу на определенное время и определенное количество оборотов.

Задания на установление соответствия (УС)

Общие требования

Задания контролируют умение установить соответствие между объектами или процессами и описанием их свойств и признаков. Задания на установление однозначного или множественного соответствия начинаются со слов: «Установите соответствие...».

Задание формулируется так, чтобы содержание можно было выразить в виде двух множеств с соответствующими названиями. Элементы первого столбца обозначаются цифрами и располагаются слева, а элементы второго обозначаются буквами русского алфавита и располагаются справа. Для каждого столбца вводится определенное название, обобщающее все элементы столбца. Название столбца записывается заглавными буквами. Элементы столбцов должны быть выбраны по одному основанию. Для заданий на однозначное соответствие необходимо, чтобы второй столбец содержал не менее одного дистрактора.

Для всех учебных предметов используется одинаковый формат ответов, представленный ниже.

Пример задания формы УС:

Установите соответствие между группами растений по отношению к свету и признаками растений:

ПРИЗНАКИ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ

ГРУППЫ РАСТЕНИЙ

1) Имеют темно-зеленый цвет; А) Светолюбивые

2) Не выносят малейшего затенения; Б) Тенелюбивые.

3) Процесс фотосинтеза преобладает над дыханием;

4) Не выносят сильной освещенности;

5) Растут под пологом леса;

6) Обитают на освещенных местах.

Задания открытой формы

Общие требования

В заданиях открытой формы не используются готовые варианты ответов. В них испытуемому нужно дополнить недостающее слово (группу слов, формулу, число, знак и др.), которое свидетельствует о его знании.

Существует большое разнообразие типов заданий в открытой форме.

Задания открытой формы подразделяются на задания с коротким ответом и задания с развернутым ответом или эссе.

В практике массового педагогического тестирования в основном применяются следующие модификации заданий открытой формы:

Задания с коротким ответом (КО);

Задания на завершение утверждения (ЗУ);

Задания на заполнение пробела (ЗП);

Задания на завершение (или на конструирование) графического объекта (диаграммы, графика, схемы).

Примеры заданий формы КО:

1). Если ПДК нитратов для человека составляет 3,05 мг/кг в сутки, то для человека массой 68 кг допустимо поступление в организм этих веществ до___ мг.

2). Если норматив платы за выброс 1 тонны фенола в атмосферу в пределах установленных лимитов составляет 3,415 тыс. руб., то при выбросе предприятием 22 тонн данного загрязняющего вещества, выплаты составят___ тыс. рублей.

Задания на завершение утверждения

Представленный ниже график иллюстрирует закон __________________.

Изображенная на рисунке модель иллюстрирует закон ___________. ­­­­­­­­­ ­­­­­­­

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ВОПРОСОВ К ТЕСТУ

При составлении тестовых заданий разработчикам следует не только придерживаться определенных правил к формулировке заданий, правильных ответов и дистракторов, но и избегать основных, наиболее типичных неточностей и ошибок при их написании. Наиболее часто встречаются следующие нарушения требований и определенных критериев при написании тестовых заданий.

Следует избегать составлять задания, которые проверяют больше чем одну идею, проблему, концепцию. При этом в правильном ответе и дистракторах не должно содержаться разное количество элементов ответа:

Важнейшими экологическими последствиями глобального загрязнения атмосферы являются...

1) кислотные осадки и парниковый эффект

2)демографические параметры

3)извержения вулканов

4)естественные сукцессии

В правильном ответе и дистракторах содержится разное количество элементов ответа: В ходе световой фазы фотосинтеза происходит...

1) фотолиз воды и выделение свободного кислорода

2)фиксация углекислого газа

3)использование энергии АТФ

4)синтез глюкозы

К липидам относятся...

1) стероиды, терпены, воска и фосфолипиды

2)только стероиды

3)только терпены

4) только фосфолипиды.

Из дистракторов, как правило, исключаются все повторяющиеся слова путем ввода их в основной текст задания, например:

Неправильно Правильно

Области концентрации живого Области концентрации живого

вещества на границе двух сред вещества на границе двух сред

обитания обитания

назвал… назвал ________жизни.

1) узлами жизни 1) узлами

2)очагами жизни 2) очагами

3)рубежами жизни 3) рубежами

4)точками жизни 4) точками

Часть ответа лучше вынести в вопрос, например:
Неправильно Правильно

Для изучения тонкой структуры Для изучения тонкой структуры

клеточных органелл наиболее клеточных органелл наиболее эффективным оказался эффективным оказался метод

метод … ………. микроскопии.

1) электронной просвечивающей 1) электронной просвечивающей

микроскопии 2) электронной сканирующей

2)электронной сканирующей 3) флуоресцентной

микроскопии 4)световой

3)флуоресцентной микроскопии

4)световой микроскопии

Все ответы должны быть грамматически согласованными с основной частью задания. Например, наблюдается несоответствие родов или падежей:

Круговорот веществ, движущей силой которого является деятельность живых организмов, называется...

1)биологическим

2)большом

3)геологический

4) антропогенным.

Не все иностранные фамилии можно склонять по падежам.

Неправильно Правильно

Роль микроорганизмов в Роль микроорганизмов в питании растений была питании растений была

выявлена в опытах, проведенных… выявлена в опытах, которые

4)Саксом Ю 4)

Все ответы должны быть грамматически согласованными с основной частью задания. Например, может наблюдаться несоответствие чисел (единственное и множественное):

Неправильно Правильно

Пространство, на котором Пространство, на котором

популяция или вид в целом популяция или вид в целом

встречается в течение всей встречается в течение всей

своей жизнедеятельности, своей жизнедеятельности,

называется... называет(ют)ся...

1)ареалом 1) ареалом

2)площадью 2) площадью

3)зонами 3) зонами

4)территориями 4) территориями

Не допускается использование словосочетаний: ни один из перечисленных выше; все перечисленные; все, кроме...

Основные способы приспособления организмов к условиям окружающей среды - это...

1)активный путь, пассивный путь, избегание неблагоприятных воздействий

2) все перечисленные, кроме активного пути

3) только активный путь

4) ни один из перечисленных вариантов ответа не верен.

Ответы должны быть одинаковы по длине (хотя бы приблизительно),не следует формулировать правильный ответ заметно длиннее или короче, чем дистракторы. Следовательно, правильный ответ не должен отличаться внешне по длине от дистракторов:

Для защиты атмосферы от загрязнения проводят...

1) очистку выбросов предприятий от вредных примесей с помощью газоулавливающих средств

2)интродукцию растений

3)рекультивацию земель

4)мелиоративные мероприятия

Не следует в качестве дистракторов приводить понятия, явно не имеющие отношения к предмету тестирования:

Основы конституционного строя Российской Федерации

Правовой статус личности в Российской Федерации

Органы государственной власти в Российской Федерации

Основы гражданского права Российской Федерации

Граждане и юридические лица как субъекты гражданского права

Право собственности

Обязательства и договоры

Наследственное право Российской Федерации

Система наказаний по уголовному праву

Бумажная копия теста должна быть обязательно подписана автором (авторами) тестового материала с указанием даты составления и передачи, листы скреплены и пронумерованы.

После того, как бумажный вариант текста будет подготовлен, следует приступить к занесению его в тестовую оболочку для компьютерного тестирования.

«Компьютерные» педагогические тесты имеют свои особенности, которые необходимо учитывать при их разработке. Анализ информации на экране монитора компьютера часто бывает затруднен из-за неправильной подачи материала. Хотя именно компьютеризованное тестирование имеет свои преимущества и перспективы применения в образовании. Особенная роль здесь принадлежит компьютерно-индивидуальному тестированию, когда каждому испытуемому предъявляется уникальный набор заданий.

Возможности компьютерных средств позволяют сочетать звуковые и зрительные формы предъявления тестовых заданий. Компьютерные тесты должны быть адаптированы к реальному учебному процессу. Одно из главных требований к компьютерным тестам - многовариантность. Многовариантность должна быть двух типов: во-первых, по данным заданий, во-вторых, по порядку их предъявления. Реализация этого требования снимает сразу две организационные проблемы: списывание и запоминание ответов.

Достоинства компьютерного тестирования:

объективность тестирования - персональный компьютер «беспристрастен» при предъявлении тестовых заданий и подсчете результатов их выполнения.

Удобство фиксации, хранения и представления результатов тестирования, а также возможность их автоматизированной обработки, включая ведение баз данных и статистический анализ.

Удобство реализации процедур индивидуально-ориентированного тестирования.

Возможность создания таких тестовых заданий, которые не могут быть представлены без компьютера. При этом могут быть использованы графические, динамические, интерактивные и другие специфические возможности представления тестовых заданий на компьютере.

Недостаток компьютерного тестирования:

Необходимость минимальных навыков работы на компьютере
тестируемого.

В вузах существуют тестовые оболочки, куда заносятся вопросы и варианты ответов тестовых заданий (например «iTest», «My test» и др.). При подготовке компьютерного тестирования следует учитывать следующую (рекомендуемую) схему взаимодействия подразделений вуза (см. рис. 2).

43">



Рисунок 2. Схема взаимодействия подразделений в разработке и реализации компьютерного теста

Сектор качества образования УМО обеспечивает централизованное и конфиденциальное хранение тестовых заданий по учебным дисциплинам.

При оценке выполнения теста следует исходить из следующих рекомендаций:

Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент ответил на от 55 до 70% вопросов.

Оценка «хорошо» ставится, если студент получил от 71 до 85%.

Оценка «отлично» ставится, если студент получил 86% и более правильных ответов.

1. Аванесов, B. C. Композиция тестовых заданий/ B. C. Аванесов. - М.: АДЕПТ, 1998.-216 с.

2. Воскресенская, качества подготовки студентов по дисциплине «Физиология растений» на основе результатов Интернет-экзамена/ , /Материалы Всероссийской конференции «Преподавание современной физиологии растений в университетах и вузах страны: проблемы и решения». - М., 2008.

3. Геворкян, Е. Н., Комплексная оценка высших учебных заведений/ , М. В.Петропавловский . - М.: Центр государственной аккредитации , 20с.

4. Ефремова, тестовые технологии в образовании/ . - Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 20с.

5. Киселева, определения уровня подготовки студентов по результатам аттестационных педагогических измерений/ , В. Г Наводнов. - Йошкар-Ола: Центр государственной аккредитации, 20с.

6. Клайн, П. Справочное руководство по конструированию тестов/ П. Клайн. - Киев, 1994.-238 с.

7. Майоров, и практика создания тестов для системы образования. / . - М: Народное образование, 20с.

8. Масленников, уровня обученное™ студентов в целях аттестации образовательного учреждения профессионального образования : Учебное пособие/, . - М.: Логос, 20с.

9. Мельников, использования и разработки тестов и обучающих программ: Методическое пособие / . - Домодедово: ВИПК МВД России, 19с.

10. Ю. Михайлычев, тестология / . - М.: Народное образование, 20с.

11. П. Морев, информационные технологии . Часть 2. Педагогические измерения: Учебное пособие/ . - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 20с.

12. Переверзев, -ориентированное педагогическое тестирование: Учеб. Пособие/ . - М.: Логос, 20с.

1З. Родионов, и тесты в образовании / Б. У Родионов, . - М.: Б. и., 19с.

14.Н. Челышкова, и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие/ . - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 20с.

Приложение 1

Классификация тестов

1. По процедуре создания:

Стандартизованные (в образовании, для целей итоговой аттестации);

Не стандартизованные.

2. По средствам предъявления:

Бланковые;

Предметные (манипулируем материальными объектами);

Аппаратурные (используются устройства для изучения особенностей внимания, восприятия, памяти, мышления);

Компьютерные.

В рамках компьютерного тестирования B. C. Аванесов предлагает адаптивные тесты - задания, в которых предъявляются по одному, в зависимости от ответа испытуемого на предыдущий вопрос.

3. По направленности:

Тесты интеллекта;

Личностные тесты;

Тесты достижений.

4. По характеру действий:

Вербальные (с использованием умственных действий);

Невербальные (связанные с практическим манипулированием предметов).

5. По ведущей ориентации:

Тесты скорости (содержат простые задачи; время решения ограничено);

Тесты мощности или результативности (содержат трудные задачи, время решения не ограничено, или мягко лимитировано);

Смешанные тесты (задачи различного уровня сложности, от самых простых до самых сложных, время испытания ограничено, но достаточно для решения большинства задач). Эти тесты наиболее часто применяются на практике, к ним относятся большинство тестов учебных достижений.

6. По степени однородности задач:

Гомогенные (задачи, сходные по характеру, но различающиеся конкретным содержанием);

Гетерогенные (задания отличаются и по характеру, и по содержанию).

7. По объективности оценивания:

Объективные (в процессе обработки результатов тестирования не предусматривается использование субъективных толкований тестирующим);

Проективные тесты (допускается чрезвычайно большое разнообразие ответов и проявление определенной субъективности при их толковании тестирующим.

8. По специализации:

Широкоориентированные (для тестов в системе образовании), позволяющие оценить эффективность процесса обучения, степень освоения учащимися системы знаний, умений и навыков в ходе учебного процесса;

Узкоориентированные, направленные на выявление достижений учащихся в процессе освоения отдельных предметов, отдельных тем и т. д.

9. По целям использования

Предварительный определяющий тест (определяет знания в начале обучения, затрагивает минимум знаний по теме обучения);

Тест прогресса, достигнутого в процессе обучения, формирующий тест (затрагивает ограниченный сегмент обучения, раздел или главу, состоит из серии отдельных тестовых вопросов , всесторонне охватывающих ограниченную область обучения). Пример, обучающие тесты. Ученику даются конкретные инструкции для исправления обнаруженных ошибок;

Диагностический тест (содержит большое число вопросов, имеющих отношение к конкретной тестируемой области). Цель теста - определение трудностей обучения.

Суммирующий тест (используется для оценки широкого диапазона результатов обучения, ожидаемого в конце учебного процесса, содержит вопросы, представляющие более высокий уровень сложности, чем другие виды тестов).

10. По широте использования (только для тестов в системе образования):

Для использования преподавателем;

Для использования группой преподавателей или администрацией образовательного
учреждения;

Для целей отбора и формирования групп;

Для аттестации обучающихся.

11. По форме:

Тесты закрытого типа (задания с выбором верного ответа (или нескольких верных) из набора предлагаемых;

Тесты открытого типа (ввод предполагаемого ответа на задание самим тестируемым)

Приложение 2

Образец оформления титульного листа теста по дисциплине

Приложение 3

Образец оформления первого листа тестовых заданий

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЯХ

2. Название цикла дисциплин учебного плана_ ________________________

3. Дисциплина (или дисциплины комплексного задания) __________________

4.Цель контроля ____________________________________________________

5.Общее количество тестовых заданий _________________________________

7.Форма (ы) заданий

Открытая_________________________________________________________

Закрытая (с выбором одного или нескольких заключений) _______________

На установление правильной последовательности ______________________

На установление соответствия _______________________________________

На конструирование и др. ___________________________________________

8. Время, на которое рассчитан тест____________________________________

9.Уровень сложности:

Легкие __________________________________________________________

Среднейтрудности_________________________________________________
- трудные _________________________________________________________

10. Критерии оценки:

Оценка 3 (удовлетворительно) 25-49 баллов ________% правильных ответов

Оценка 4 (хорошо) 50-74 баллов ________% правильных ответов

Оценка 5 (отлично) 75-100 баллов_______% правильных ответов

10.Кафедра(ы) – разработчик (и) контролирующих материалов ________________

Тестовые задания и ключи к ним прилагаются.

Наша задача разработать тестовые задания для проверки знаний по модулю: «Рекуррентные соотношения и производящие функции» в курсе «Дискретная математика» на базе программного пакета eLearning Office 3000 компании «Гипер Метод», позволяющем составлять из отдельных учебных материалов современные электронные учебные курсы. Пакет, по мнению его разработчиков, позволяет свести к минимуму временные затраты на их создание.

Состав пакета eLearning Office 3000 включает три компонента:

EPublisher - для быстрого создания электронных учебных курсов;

EAuthor - для разработки дистанционных курсов - учебного материала в мультимедийной форме, систем тестирования, полнотекстовой поисковой системы по материалам учебника и обеспечения связи с Web-сайтом Учебного центра;

EBoard - для организации и управления лекциями, семинарами, конференциями в Интернете.

С помощью eAuthor можно создать мультимедийный дистанционный курс, включающий три раздела: Лекции, Словарь и Тесты. Лекции могут содержать текст, графику, звук и видео, а также ссылки на внешние документы, файлы и программы. Словарь позволяет расставить гипертекстовые связи между встречающимися в тексте лекций терминами и их определениями автоматически, по правилам, заданным автором курса. Тесты предназначены для интерактивной проверки учащимися своих знаний .

В первом параграфе этой главы более подробно описан инструментарий программной оболочки, позволяющий создавать тесты и проводить тестирование.

Во втором параграфе приведены краткие теоретические сведения по материалу раздела, для которого предполагается создание тестов.

Наконец, в третьем параграфе даны примеры различных видов тестов, созданных с использованием программного пакета eLearning Office 3000, которые можно использовать при проведении компьютерного тестирования в курсе «Дискретной математики».

Функциональные возможности программы для реализации различных форм тестов и контроля знаний обучающихся

Для подготовки контрольных вопросов предназначен пункт Тесты верхнего меню (рис.1). При выборе этого пункта появляется экран, на котором представлены окна со списками вопросов и тем, к которым они отнесены; управляющие позиции: Добавить вопрос, Править вопрос, Удалить вопрос, переключатели Ограничение времени и Лимит ошибок

2.1 Функциональные возможности программы для реализации различных форм тестов и контроля знаний обучающихся

Разработка заданий в создании тестов предполагает машинную обработку.

Существуют программы, позволяющие создавать систему интерактивного тестирования для самопроверки знаний студентов. При создании тестов программный пакет eLearning Office 3000

Для подготовки контрольных вопросов предназначен пункт Тесты верхнего меню (рис.1). При выборе этого пункта появляется экран, на котором представлены окна со списками вопросов и тем, к которым они отнесены; управляющие позиции: Добавить вопрос, Править вопрос, Удалить вопрос, переключатели Ограничение времени и Лимит ошибок с полями для числовых значений, а также стандартные элементы оконного интерфейса Конструктора: круглая кнопка и позиции OK и Закрыть.

Позиция Добавить вопрос вызывает выпадающее меню для выбора варианта вопроса (рис.2). В версии 1.0 Конструктора доступны следующие варианты вопросов: выбор одного или нескольких правильных ответов из перечня до 5 возможных; установка соответствия в двух списках до 5 позиций; ввод строки текста. В последнем случае ответ как текстовая строка должен соответствовать образцу с точностью до регистра и знаков препинания, если требуется.

Окно Создание теста, имея некоторые отличия для различных вариантов вопроса, имеет следующие интерфейсные элементы:

· поле для ввода наименования раздела с кнопкой списка; можно формировать тесты по самостоятельным разделам, которые не обязательно должны совпадать с темами учебника;

· поле для ввода текста вопроса; текст вопроса либо вводится непосредственно, либо импортируется через буфер обмена;

· поля для ввода вариантов ответа с переключателями перед ними для указания правильного;

· поля Звук, Видео, Слайды для выбора мультимедийных файлов для иллюстрации вопросов;

· поле для ввода ограничения времени на ответ.

Создаваемая тестирующая система не предполагает генерацию случайной последовательности вопросов. Это сделано намерено: система играет роль инструмента для самопроверки, передаваемого пользователю на компакт-диске как составная часть компьютерного учебника. Объективная оценка знаний должна осуществляться либо с использованием тестирующих систем на сайте учебного центра, либо при очном собеседовании с преподавателем системы дистанционного обучения.

Выбор иллюстраций для тестирующей системы осуществляется так же, как и при компоновке лекции. Отметим, что так же, как и в случае словарных статей для глоссария, тексты вопросов сами могут содержать мультимедийные иллюстрации. В этом случае поле текста вопроса заполняется с использованием буфера обмена.

Работу тестирующей системы можно проверить сразу после ввода любого вопроса через пункт Тесты стартового экрана учебника.

Меню Тесты

Пункт меню Тесты предназначено для создания и редактирования тестовых заданий для учебного курса.

В этом диалоговом окне формируются тесты по разделам (разделы могут не совпадать с разделами лекций). При необходимости есть возможность установить лимит времени в секундах на один тест и ограничение на число возможных ошибок в тесте (рис.1). Можно создать тестовые вопросы трех типов:

· с вариантами выбора,

· с вводом строки,

· на соответствие.

Для создания нового вопроса необходимо выбрать пункт «Добавить вопрос». При этом появится выпадающее меню, в котором нужно будет выбрать тип создаваемого вопроса из предложенных.

Для правки созданного ранее вопроса выбирается «Править вопрос».

Для удаления вопроса нужно выбрать пункт «Удалить вопрос».

Флажок «Ограничение времени» позволяет ограничить время на выполнение всего теста целиком.

Флажок «Лимит ошибок» позволяет определить максимальное число ошибок, которое можно допустить в тесте.

ь Тест с вариантами выбора позволяет выбрать один или несколько вариантов ответов на предложенный пользователем вопрос.

ь Тест с вводом строки дает возможность получить ответ на вопрос в виде текстовой строки, которая вводится пользователем. При этом существует возможность осуществить проверку введенного ответа с учетом регистра и/или знаков препинания.

ь Тест на соответствие позволяет задавать вопросы, в которых необходимо выставить ответы в правильном порядке (например, составить правильную последовательность из предложенных действий).

Вопрос с вариантами выбора. В поле Тест номер вводится название тестового блока, к которому относится вводимый тест. Если этот блок уже введен, то его название может быть выбрано из перечня введенных тестовых блоков. Перечень тестовых блоков можно получить, если щелкнуть левой кнопкой мыши на кнопке, расположенной рядом с полем для ввода названия тестового блока.

Для ответа на вопрос можно задать от одного до пяти вариантов. Каждый вариант вводится в пределах одной строки. Правильные варианты ответов указываются щелчком левой кнопки мыши на флажке рядом с правильным вариантом ответа.

Правильными могут быть от одного до пяти вариантов. Можно ограничить время ответа на вопрос. Для этого в поле ввода устанавливается ограничение времени ответа на вопрос в секундах.

Для вставки графических файлов нужно выбрать файлы из графической библиотеки учебника. Для этого нужно щелкнуть на пункте выбрать напротив слова слайды. Появится диалоговое окно Рисунки, в котором можно выбрать нужные файлы.

После нажатия кнопки «OK» будет создан вопрос, и откроется диалоговое окно тесты, где по двойному щелчку мыши можно открыть созданный тест.

Вопрос с вводом строки. В поле Тест номер вводится название тестового блока, к которому относится вводимый тест. Если этот блок уже введен, то его название может быть выбрано из перечня введенных тестовых блоков. Перечень тестовых блоков можно получить, если щелкнуть левой кнопкой мыши на кнопке, расположенной рядом с полем для ввода названия тестового блока. (рис.4)

В поле текст вопроса вводится текст вопроса, на который требуется получить ответ. При этом в этом поле можно ввести не только сам вопрос, но и небольшой комментарий к нему (в пределах поля ввода).

В поле правильный ответ вводится текстовая строка с правильным ответом на вопрос.

Флажок Учитывать регистр ставится, если необходимо проверять ответ не только на соответствие текста, но и на регистр, в котором ответ набран учащимся.

Флажок Учитывать знаки препинания ставится, если необходимо проверять ответ на соответствие знакам препинания.

Для иллюстрации вопроса предусмотрена возможность ввода звука, графики или видео, причем одновременно использовать графику и видео не получится (придется выбрать что-либо одно). Для вставки графических файлов нужно выбрать файлы из графической библиотеки учебника. Для этого нужно щелкнуть на пункте выбрать напротив слова слайды. Появится диалоговое окно “Рисунки”, в котором можно выбрать нужные файлы.

Вставка видео или звуковых файлов происходит аналогично.

Вопрос на соответствие. В поле Тест номер вводится название тестового блока, к которому относится вводимый тест. Если этот блок уже введен, то его название может быть выбрано из перечня введенных тестовых блоков. Перечень тестовых блоков можно получить, если щелкнуть левой кнопкой мыши на кнопке, расположенной рядом с полем для ввода названия тестового блока.(рис.5)

В поле текст вопроса вводится текст вопроса, на который требуется получить ответ. При этом в этом поле можно ввести не только сам вопрос, но и небольшой комментарий к нему (в пределах поля ввода).

В поля варианты ответов вводятся от одного до пяти возможных пунктов, которые требуется поставить в нужном порядке.

В правом столбце можно указать соответствующие левому столбцу пункты (в правильном порядке)

В поле правильный порядок вводится числовая последовательность, соответствующая правильному порядку возможных пунктов левого столбца для соответствия правому.

Можно ограничить время ответа на вопрос. Для этого щелчком мыши в квадрате рядом с полем Ограничение времени выбирается режим ограничения времени. В появившемся поле ввода устанавливается ограничение времени ответа на вопрос в секундах.

Для иллюстрации вопроса предусмотрена возможность ввода звука, графики или видео, причем одновременно использовать графику и видео не получится (придется выбрать что-либо одно).

Для вставки графических файлов нужно выбрать файлы из графической библиотеки учебника. Для этого нужно щёлкнуть на пункте выбрать напротив слова слайды. Появится диалоговое окно “Рисунки”, в котором можно выбрать нужные файлы.

Вставка видео или звуковых файлов происходит аналогично.

После нажатия кнопки OK будет создан вопрос, и откроется диалоговое окно тесты, где по двойному щелчку мыши можно открыть созданный тест.

В нашей группе не один раз обсуждалась разработка через тестирование (test-driven development), и каждый раз в комментариях были в основном положительные отзывы от тех, кто применял эту методологию. Для тех, кто пропустил, собрали все доводы «за» в одной статье.

Напомните, что же вообще такое ваше «Test-Drive-Development»?

Это такая техника разработки программного обеспечения, при которой вся разработка разбивается на множество небольших циклов: сначала пишутся тесты, которые покрывают желаемое изменение, затем пишется код, который эти тесты проходит. После этого производится рефакторинг этого кода, при необходимости пишутся новые тесты. Если какие-то тесты участок кода не проходит, это исправляется.

Звучит как-то странно. А это точно эффективно?

Судя по всему, да. Во-первых, это позволяет чётче понять, что, собственно, нужно писать. Есть условие, которое должно выполняться после работы кода - и точка. Сами тесты должны формироваться на основе технического задания. Если в результате написания тестов они начинают противоречить сами себе – это повод пересмотреть ТЗ.

Во-вторых, в результате разделения задач на менее объёмные подзадачи, код становится заметно проще и удобочитаемее. В идеале на один тест должно приходиться одно утверждение (assert). К тому же плохой в оформлении код (например, использующий глобальные переменные или синглтоны) обычно так же сложен в тестировании, что стимулирует разработчика его не писать.

В-третьих, сильно упрощается поддержка кода. Если в результате внесения новой функциональности или изменения старой какой-то участок кода начинает работать некорректно, это будет мгновенно выявлено. Вносить в код изменения гораздо легче, когда он разбит на модули (а TDD требует модульности программ). Инспектировать код, написанный по методологии TDD гораздо проще – каждый коммит выполняется для реализации чёткой задачи, которая будет отражена в комментарии к нему.

Но мне кажется, что писать как обычно гораздо быстрее

Да, действительно, поначалу применение TDD будет отнимать лишнее время. Однако, это скорее дело привычки – со временем вы привыкнете писать сперва тесты, а лишь затем код и, возможно, будете даже выигрывать во времени, ведь процесс разработки будет чётко структурирован, вам придётся сначала решить вопрос «Что писать?», а лишь потом «Как писать?». К тому же, потратив время сейчас, вы выиграете время в будущем, сильно облегчив себе поддержку продукта.

Всегда ли имеет смысл использовать TDD?

Разумеется, нет. TDD не панацея. Например, если разработка представляет из себя последовательность экспериментов, когда нет чёткой уверенности в том, что именно необходимо в итоге, написание тестов станет скорее грузом, который тянет команду назад.

С чего же начать?

По разработке с упором на тестирование есть отличная книга Кента Бека –