Отличие сервера от простого компа. Сервер или обычный ПК: что лучше для хостинга? Сервер с программной точки зрения

Вопрос о различии сервера и обычного компьютера возникает у любого программиста или разработчика: иногда в виде простого интереса, иногда в виде практической задачи. Жаль, что разницы не знают многие руководители, пытаясь организовать сложные системы управления уровня предприятий на базе офисных ПК. И после этого они долго удивляются, почему что-то «не так» работает.

Сервер, в первую очередь, это сетевой компьютер, задача которого состоит в распределении ресурсов для обычных компьютеров в своей сети . Если сеть небольшая, то сервером может быть и обычный ПК. Здесь между компьютерами нет разницы, зато в софте есть – на сервере используется серверный вариант операционной системы, а также дополнительные службы и программы, которые тоже называют серверами: почтовыми, web, DHCP и т.д. С ростом сети мощь сервера должна пропорционально увеличиваться, и именно поэтому приходится искать магазины, торгующие серверным оборудованием. А оно понадобится обязательно:

  • Более мощные корпуса. У серверов размеры материнских плат значительно больше за счет избытка подключаемых интерфейсов и числа процессоров.
  • Большее количество блоков питания. Часто используются 2-3 БП, причем допускается их горячая замена. Вообще, корпуса и блоки питания серверов часто размещают в специальных стойках, и «штатные» подключаемые блоки могут резко повышать масштабируемость сервера.
  • Скоростное сетевое оборудование. Именно в окрестностях серверов проложены самые быстрые кабели и прочие интерфейсы.
  • Жесткие диски, память. Серверные программы очень прожорливы в плане потребления ресурсов, поэтому дисковая память здесь измеряется десятками и сотнями терабайтов, а оперативная – 32-64 и более гигабайтов. Причем для серверов оперативная память выпускается с контролем ошибок – ECC, и для ПК она непригодна.

В общем, аппетиты сервера растут в зависимости от многих факторов. Цена за сервер увеличивается гораздо быстрее, поэтому часто серверы не покупают, а арендуют. Тем более, что не каждое предприятие может позволить себе содержать профессиональные кадры для его настройки и круглосуточного сопровождения, а также содержание специального помещения – серверной, где должен быть обеспечен идеальный микроклимат для оборудования.

Что интересно, желания многих игроманов «поиграть на сервере» невыполнимы, так как в играх ключевым фактором является графика, а в серверах графика, включая мониторы – вещь ненужная, и используется только для контроля состояния системы. Так что игрокам придется довольствоваться обычными ПК с 2-3 процессорами, в то время как сервер легко использует сотни процессоров.


--------

Сервер - мощный компьютер, обслуживающий другие компьютеры в локальной сети. ComputerBild расскажет, чем сервер отличается от обычного ПК.


В любой сколько-нибудь крупной компьютерной сети постоянно возникает необходимость совместного использования ресурсов несколькими компьютерами, будь то общее подключение к Интернету, доступ к мультимедийным файлам или печать документов на одном принтере. Компьютер, который предоставляет эти ресурсы другим машинам, называется сервером. Характер этих ресурсов определяет тип сервера. На файловом сервере хранятся данные, сервер печати принимает документы и отправляет их на подключенный к нему принтер, подключаясь к прокси-серверу для выхода в Интернет, компьютеры совместно используют канал доступа... Эти и другие функции могут выполнять как разные машины, так и один компьютер.


Отличие сервера от обычного ПК



Серверы, которые используются в домашних «локалках» и на мелких предприятиях, как правило, отличаются от обычных ПК лишь установленным на них программным обеспечением. Другое дело - серверы крупных организаций. Нагрузка на их вычислительные ресурсы и устройства хранения данных очень велика. Эти машины должны вмещать большие объемы документов и обеспечивать высокую скорость доступа к ним. Также, что не менее важно, от сервера требуется бесперебойная работа и высокая отказоустойчивость. Поэтому крупные серверы, в основном, состоят из более сложного и высокопроизводительно-го «железа», нежели обычные ПК. При этом некоторые аппаратные компоненты, функции которых являются вторичными для сервера, оказываются более слабыми, чем их аналоги в составе домашнего ПК. Вот те комплектующие, которые отличают серверы от простых компьютеров.


Мощные процессоры. Серверы используют специальные ЦП, например Xeon фирмы Intel или Opteron от AMD. Применяются и более экзотические «камни», например Intel Itanium. Серверы начального уровня, как и простые ПК, имеют один процессор, более крупные - от двух до восьми. Самые могучие серверы представляют собой кластеры из сотен процессоров с сопутствующей «обвязкой» - материнскими платами, накопителями и т.д.


Большой объем оперативной памяти. Если домашнему ПК для полноценной работы за глаза хватает пары гигабайт «оперативки», в худших случаях - 4, то мощному серверу требуется 8-16 Гб и даже больше. Сами серверные модули памяти, как правило, обладают функцией коррекции ошибок - ЕСС (Error Correction Code). Благодаря этому ошибки записи и чтения данных, вызванные сбоем в работе электроники или дефектом микросхем памяти, не приведут к перебоям в работе «софта» или зависанию системы, как это случилось бы с обычным компьютером.


Емкие накопители. В большинстве серверов данные хранятся на быстрых и емких жестких дисках, которые объединяются в RAID-массивы. Так как от сервера одновременно требуются высокая скорость и отказоустойчивость, то форматы массивов сочетают разделение данных по нескольким жестким дискам с дублированием информации на других «винтах». Нередко встречается и возможность отключать и подключать накопители «на горячую» - т.е. не прерывая работу системы.


Широкополосное сетевое подключение. Если сервер используется для совместного доступа в Интернет десятков компьютеров, то он подключается к глобальной Сети с помощью «толстого» канала с высокой пропускной способностью. Для этого используются оптоволоконные линии или радиоканалы. Клиентские компьютеры подключаются к серверу с помощью привычных технологий Ethernet или Wi-Fi.


Аппаратные средства, выполняющее вторичные обслуживающие функции, у серверов также отличаются от периферии клиентских ПК.


Корпус. Задачи сервера определяют его конструкцию. Серверы младшего уровня выглядят, как обычные ПК, только увеличенные в размерах так, чтобы в корпус уместились более крупная материнская плата и массив накопителей. У серверов помощнее в качестве корпусов - шкафы-стойки, и нередко они состоят из нескольких блоков (компьютеров, маршрутизаторов и т.д.) в отдельных корпусах. Очень мощный серверный кластер может состоять из нескольких десятков таких шкафов. Компьютер, заключенный в компактный корпус для монтажа в стойку, называется тонким сервером (blade server).


Блок питания. Серверы начального уровня оснащены одним или двумя БП. По мере возрастания числа функциональных блоков сервера и увеличения их «аппетитов» увеличиваются число и мощность блоков питания. Часто существует возможность «горячей» замены или подключения дополнительного БП.




Устройства вывода. Так как вывод видео и звука входит в чи-сло клиентских, а не серверных задач, устройства подобного назначения у серверов либо отсут-ствуют вовсе (тогда управление системой осуществляется удаленно с клиентского ПК), либо достаточно примитивны.


Особенности работы и аппаратного обеспечения мощного сервера диктуют и необходимость его специфического обслуживания.


Бесперебойное энергоснабжение. Промышленные сетевые фильтры и источники бесперебойного питания предотвращают потери данных в случае «провалов» напряжения в электрической сети, а также снижают вероятность повреждения «железа» и файлов при его резких перепадах. В ряде случаев, когда требуется бесперебойная работа вопреки всему, используются генераторы резервного питания.


Усиленное охлаждение. Большинство серверов, как и клиентские ПК, охлаждается воздухом. Проблема возрастающего вместе с производительностью тепловыделения решается с помощью усиленной вентиляции корпусов и помещений, где устанавливаются серверы. Усиленное охлаждение отдельных компонентов серверам не требуется, поэтому системы водяного охлаждения в них не встречаются


Специализированное програмное обеспечение. На серверах устанавливаются операционные системы, адаптированные к серверным задачам, например Windows Server 2003, специальные версии Linux или Free BSD или сугубо серверные ОС - такие, как Solaris фирмы Sun Microsys-tems. В качестве основного программного обеспечения используются программы-серверы, например Apache для поддержки веб-сайтов или Microsoft Exchan-ge Server для приема и отправки электронной почты.


Типы серверов



Сервером называют не только компьютер, но и программное обеспечение, управляющее разделяемыми ресурсами и доступом к ним. На одном компьютере может работать одновременно несколько программ-серверов. В обиходе, говоря, например, о «почтовом сервере», подразумевают совокупность «железа» и «софта». В зависимости от функций, которые выполняет ПО, можно выделить несколько разновидностей серверов. Все их можно разделить на две группы: серверы, задачей которых является хранение данных и предоставление доступа к ним пользователям, и серверы, управляющие транспортом данных в сети и поддерживающие ее работу. К первой группе относятся следующие типы серверов.


Файловый сервер. В его задачи входит хранение файлов и обеспечение доступа к ним клиентских ПК, например по протоколу FTP. Ресурсы файл-сервера могут быть либо открыты для всех компьютеров в сети, либо защищены системой идентификации и правами доступа.


Мультимедийные серверы являются разновидностью файл-серверов. Они предназначены для хранения фотографий, музыки, фильмов и другого мультимедийного контента. В качестве такого сервера не обязательно использовать компьютер. Можно купить устройство NAS или даже обойтись компактным внешним жестким диском, подключаемым к сети через интерфейс Ethernet или Wi-Fi.


Сервер печати принимает запросы на печать от компьютеров локальной сети и отправляет их на один или несколько подключенных к нему принтеров.


Игровые серверы. Разработчики компьютерных игр открывают специальные серверы, на которых пользователи могут играть друг с другом. Некогда наибольшей популярностью пользовались серверы 3D-шутеров и стратегий, позволяющие идти только одному матчу в отдельно взятый промежуток времени или нескольким одновременно. Редкая домовая или квартальная «локалка» обходится без такого сервера. В наше время более востребованы серверы различных MMORPG (Massive Multiplayer Online Role Playing Game), на которых одновременно могут играть сотни и тысячи человек (пример: игры Lineage 2 и World of Warcraft).


Серверы электронной почты. Электронное письмо нельзя послать непосредственно получателю - сначала оно попадает на сервер, на котором зарегистрирована учетная запись отправителя. Тот, в свою очередь, отправляет «посылку» серверу получателя, с которого последний и забирает сообщение. Несмотря на то, что и получение, и отправку писем выполняет одна и та же серверная программа, формально эти функции приписываются разным серверам, имеющим разные адреса.


Серверы мгновенного обмена сообщениями. Программы-«мессенджеры» - AIM, ICQ или MSN Messenger - работают с помощью сети коммуникационных серверов, действующих по тому же общему принципу, что и почтовые серверы.


Веб-серверы. Эти серверы предоставляют доступ к веб-страницам и сопутствующим ресурсам, например картинкам. Сайты с высокой посещаемостью или расширенной функциональностью размещаются сразу на нескольких серверах.


Серверы данных хранят различного рода материалы, необходимые для функционирования серверов другого назначения. К примеру, некоторые тексты, рисунки и стилевые элементы веб-сайта могут быть расположены на отдельном сервере данных. Когда пользователь открывает стартовую страницу сайта, то веб-сервер передает серверу данных запрос на получение необходимых материалов. Сервер баз данных осуществляет поиск запрошенных данных и посылает их веб-серверу. Он, в свою очередь, формирует веб-страницу и посылает ее клиентскому компьютеру.


В список серверов, управляющих транспортом трафика, входят следующие разновидности.




DHCP-серверы. Dynamic Host Configuration Protocol обеспечивает автоматическое распределение IP-адресов между компьютерами в сети. Такая технология широко применяется в локальных сетях с общим выходом в Интернет.


DNS-серверы. Функция DNS-сервера заключается в преобразовании доменных имен серверов в IP-адреса. Передача данных в сетях осуществляется с помошью IP-адресов, сайт с неизменным доменным именем может не раз «переезжать» с одного сервера на другой, меняя свой IP-адрес. Поэтому таблицы соответствия IP-адресов и доменных имен в системе DNS (Domain Name System) регулярно обновляются, и серверы синхронизируют их между собой.


Прокси-серверы выступают в качестве посредников при передаче данных по сети - с компьютера на компьютер. Они используются либо для организации разделяемого доступа в Интернет, когда требуется контроль и фильтрация трафика, либо для сокрытия IP-адреса ПК от компьютера-«собеседника», т.к. последний при коммуникации через прокси-сервер будет «видеть» только адрес прокси.


Кэш-серверы. Чтобы при каждом открытии веб-страницы клиентскому компьютеру не приходилось запрашивать заново все составляющие ее данные, используются промежуточные накопители - кэш-серверы. Если страница, запрошенная пользователем, не изменилась с времен последнего запроса, то ее можно загрузить не с «родного» хранилища, а из недр кэш-сервера.


Архитектуры «клиент-сервер» и Peer-to-Peer


Если компьютер, который предоставляет ресурсы, - это сервер, то компьютер, который ими пользуется, называется клиентом. Кроме того, клиент, подобно серверу, - это и программа для доступа к ресурсам (например, почтовый клиент или программа мгновенного обмена сообщениями).


На архитектуре «клиент-сервер» основано большинство традиционных интернет-сервисов. Но в последнее время получила распространение принципиально другая организация сети.


В архитектуре Peer-to-Peer (P2P) все компьютеры равноправны и каждый хранит часть общего объема данных. При этом каждая машина выступает одновременно и в качестве клиента, и в роли сервера. Самый успешный пример реализации P2P - файлообменные сети (eDon-key2000, Bit-Torrent). Получая файл из такой сети, вы одновременно скачиваете его фрагменты с десятков компьютеров. Благодаря распределению данных пиринговые (иначе одноранговые, децентрализованные) сети отличаются высокой отказоустойчивостью и скоростью работы.


Справедливости ради надо признать, что большинство пиринговых сетей не обходится без серверов совсем. К примеру, файло-обменные сети используют серверы (трекеры) для управления трафиком и его учета.


Домашний сервер



Все современные операционные системы имеют серверные возможности. С их помощью можно открывать пользователям других ПК доступ к данным на жестком диске или к подключенному к компьютеру принтеру, а также «делиться» подключением к Интернету. Кроме того, домашний сервер можно использовать для резервного хранения данных или, сделав его доступным через Интернет, работать с документами на нем с любого ПК, подключенного к глобальной Сети.


«Поднять» домашний сервер для хранения файлов и разделения доступа к Интернету не так сложно, как может показаться неискушенному пользователю. Для этого понадобятся следующие компоненты.


Компьютер. Для файлового или простого веб-сервера достаточно компьютера с процессором не слабее Pentium II или Athlon, оперативной памятью объемом 256 Мб и приводом CD-ROM. Если же на компьютере планируется запуск игрового сервера (весьма популярная инициатива в небольших локальных сетях), потребуется машина мощнее.


В качестве первого шага на нем можно запустить сервер Linux с диска Live-CD. Побаловавшись с ним, вы решите, стоит ли вам переходить к более серьезным мероприятиям. Если вы все-таки решите использовать компьютер в качестве сервера постоянно, то Linux необходимо будет установить на жесткий диск. Для этого достаточно 10 Гб свободного места. Все остальное пространство останется для файлов и дополнительного программного обеспечения (в первую очередь - программ-серверов).


Неплохая идея - использовать в качестве сервера старый ноутбук. При продолжительной эксплуатации это позволит сэкономить на счетах за электроэнергию. Кроме того, сложенный ноутбук занимает совсем немного места. Единственный недостаток ноутбука в данном случае - ограниченные возможности по подключению накопителей.


Дистрибутив Linux. С помощью бесплатной версии Linux (Open SuSe, Ubuntu или Knoppix) вы можете создать сервер, который обладает всеми функциями, необходимыми для домашнего использования.


Большинство дистрибутивов Linux также имеет и платные версии - например, в случае с SuSe она называется SuSe Enterprise Server. Эта версия Linux отличается дополнительной технической поддержкой производителя и расширенным комплектом программ.




/>



Сетевые жесткие диски



DimonVideo DimonVideo

2010-07-15T13:17:43Z 2010-07-15T13:17:43Z




/>

WLAN-маршрутизаторы и сетевые жесткие диски


Работа домашней сети редко требует использования в качестве сервера отдельного ПК. В зависимости от количества данных, которое он будет хранить, и задач, которые будет выполнять, можно выбрать один из двух более дешевых вариантов.


WLAN-маршрутизатор плюс внешний жесткий диск


Многие беспроводные маршрутизаторы имеют порт USB, к которому можно подключить внешний жесткий диск. К сохраненным на нем данным будет иметь доступ любой компьютер в сети.


Сетевые жесткие диски


Сетевое хранилище данных (Network Attached Storage -NAS) представляет собой компактный и недорогой (по сравнению с отдельным ПК) сервер, который выполняет только одну функцию - хранение данных. Мощные NAS обладают богатым набором интерфейсов и возможностью удаленной конфигурации через веб-интерфейс (подобно маршрутизаторам). Более простые варианты такого решения - обычные внешние жесткие диски с сетевым интерфейсом Ethernet или Wi-Fi.


Сервер на базе полноценного компьютера имеет смысл устанавливать лишь в том случае, если функциональности NAS уже не хватает: например, требуется «поднять» небольшой игровой сервер в домовой сети или веб-сайт. Для этих целей будет достаточно старого компьютера с ОС Linux, хотя можно использовать и Windows.

">

Давайте разберемся, чем отличается серверный компьютер от обычного настольно-персонального и какие могут быть практические задачи покупки серверного компьютера для дома.

Прежде немного теории. Какой смысл заложен в сам термин «серверный компьютер», он же «сервер»? Латинский корень «серв» означает «слугу», а также выступает ключевой частью в производных словах. «Сервер» необходимо понимать как компьютер, задача которого — предоставлять находящемуся в отдалении пользователю какой-либо набор сервисов-услуг, при том — в автоматическом режиме, без участия постоянного контроля со стороны человека-оператора.

Можно представить себе студенческое общежитие, где парни и девушки с разных этажей и комнат делятся друг с другом файлами, доступом к интернету или запускают игры с совместным участием — на совершенно обычных компьютерах и ноутбуках. Несколько сетевых настроек — и на ровном месте возникает настоящий серверный компьютер. В самом простом варианте сервером вообще может выступать по-настоящему старый компьютер — задаем настройки, втыкаем провода и задвигаем под стол.

Но то, что годится для нескольких единиц или даже десятков людей, совершенно не будет работать на более масштабном уровне. Три главных свойства отличают серверные компьютеры от обычных:

  1. Сервер должен обработать запросы всех пользователей с максимальным уровнем быстродействия.
  2. Сервер должен работать непрерывно, даже штатные перезагрузки — крайне нежелательны. На сетевом сленге непрерывность работы сервера называется «аптайм».
  3. Тем более нежелательно отключение всего сервера при необходимости замены какого-либо компонента. Способность не выключать целое при замене частного можно назвать «горячим подключением».

Как это понимать на практике? Возьмем доступ к интернету — провайдер предоставляет соединение с заданной скоростью, ведет учет трафика и платежей. Все это осуществляется благодаря работе серверных компьютеров - и даже в простейшем случае речь идет о тысячах пользователей. И все эти пользователи должны спокойно получать оплаченный набор услуг, а не гневаться из-за задержек или отсутствия связи.

Серверный компьютер провайдера предоставил человеку доступ к интернету, а из чего же состоит последний? Упрощенно — из сайтов. И это опять серверы, только не провайдеров связи, а провайдеров хостинга — услуг по созданию, хранению и предоставлению сайтовых данных. В одних случаях множество малых сайтов будет физически находится на одной машине, в других — мощный выделенный сервер будет работать в интересах только одного популярного сайта.

Серверы не обязательно соединены с мировой сетью. Можно упомянуть научные вычисления, где необходимы гигантские вычислительные ресурсы, популярны серверы и на множестве предприятий — от заводов до магазинов, что позволяет эффективно вести учет и контроль, обрабатывая множество статистических запросов. Ни один обычный персональный компьютер с этим не справится.

Из чего состоит сервер

В техническом отношении серверный компьютер «начинается» с материнской платы и центрального процессора. Общая логика здесь такая же, как и в обычном компьютере. Но есть и несколько генеральных отличий — процессоров на материнской плате может быть несколько, а уж слотов для подключения оперативной памяти радикально больше, чем это принято в самых продвинутых персональных компьютерах.

Если на топовом персональном Intel Core i7-2600K поддерживается до 32 гигабайт оперативной памяти, то еще далеко не самый-самый Intel Xeon Processor X5570 вполне способен работать со 144 гигабайтами! Более того, если процессор настольного компьютера как правило двух- или четырехъядерный, то серверные чипы имеют как минимум десять ядер. В приведенном примере количество ядер, кстати, одинаково.

Стоит отметить, что если на рынке персональных ЭВМ в целом лидируют Intel и AMD, то в сегменте серверных решений весомую роль имеют также IBM, HP, Oracle и Fujitsu. При этом, если в персональном сегменте популярна ныне архитектура х86, то в серверном практически все значимые игроки рынка продолжают предлагать собственные технологические решения, можно упомянуть интеловскую IA-64, айбиэмовскую POWER и совместную для Oracle и Fujitsu - SPARC. Это в свою очередь налагает определенные ограничения, так как возможности серверного софта напрямую связаны с решениями производителей.

В чем сходятся все производители — так это в способности серверов к т. н. аппаратной виртуализации — очень насущная функция, особенно для хостинга сайтов — на одном сервере можно запустить сразу несколько виртуальных машин — и все они будут работать практически с таким же быстродействием, что и сам физический сервер как таковой.

В общем, серверные компьютеры быстрые и мощные. Но у всего есть своя цена. Работа сервера — это высокое энергопотребление. Тратить энергию на лишние цели никому не нужно, поэтому такие привычные аппаратные функции как, например, звуковой контроллер или USB каналы в серверном варианте просто отсутствуют. Видеокарта также зачастую отсутствует или же присутствует в крайне ограниченном виде. Как правило, все что нужно первоначально настроить или увидеть оператору сервера, можно сделать посредством командной строки — крутой видеокарты для этого не требуется.

Восемь мегабайт видеопамяти для сервера это нормально, намного важнее — объем оперативной памяти. Дело не просто в стремлении к совершенству, когда инженеру хочется вставить память в слот, раз уж слот есть. Проблема в том, что современные винчестеры пока еще не перешагнули рубеж в несколько терабайтов, для получения больших объемов они объединяются в т.н. RAID-массивы, но весь этот набор винчестеров еще нужно физически крутить (как вам скорость в 10 тыс. об/мин?) и считывать, оперативная же память позволяет временно хранить довольно большие объемы данных для ускорения доступа.

Виды серверов

Внешне серверные компьютеры бывают двух видов — башенные и стоечные. Башенный вариант, он же «ящик» - может иметь практические такие же габариты, что и персональный компьютер, корпус его сделан из прочной массивной стали, задача которой — поглощать вибрации и шум.

В практических масштабах более распространен вариант стоечных серверов — компьютеры устанавливаются в специальные монтажные шкафы, которые сами стоят в особом помещении — серверной комнате. Стоечный вариант внешне похож на ящик из письменного стола или большую автомагнитолу.

При настройке стоечных серверов необходимо разбираться не только с электропитанием и шумоподавлением, но и с охлаждением. Дело доходит до того, что операторы серверов работают в серверных комнатах в зимней одежде, потому что если отключить кондиционер, то сервера очень быстро перегреются и начнут разрушаться. С другой стороны, серверную стойку легко расширять — в монтажный шкаф новый сервер просто докупается и ставится по необходимости, это и есть «горячее подключение».

Что касается операторов и командной строки, которой достаточно для настройки сервера, то это и в самом деле так — в отличие от рынка операционных систем для персональных компьютеров, где лидируют решения Microsoft, на рынке серверного софта доминируют UNIX-подобные системы, иначе говоря — Linux. А эти операционные системы даже и в персональном варианте вплоть до последнего времени не очень-то стремились к графическим интерфейсам.

Кроме операционной системы, разумеется, могут быть установлены и другие необходимые приложения, смотря какие перед компьютером задачи.

Чем заменить сервер?

Таким образом, можно прийти к следующему: если вам нужно получить новые оттенки удовольствия от компьютерный игры или мультимедиа, или раздавать свои файлы всем соседям по дому, то покупать серверный компьютер для этого не стоит.

Достаточно просто хорошей модели современной персональной ЭВМ. Если же у вас есть какие-то научные или бизнес задачи, для которых требуются существенные вычисления и объемы данных, то и в этом случае именно домашняя эксплуатация серверного компьютера будет не очень здравой идеей — у вас вырастут счета за электроэнергию, появятся затраты на услуги оператора-администратора (настраивать и проверять все равно нужно), нужно будет также переоборудовать практически целое помещение, отдав его во власть компьютерного железа.

Пожалуй, лучше воспользоваться услугами удаленных облачных сервисов и серверных датацентров, к мощностям которых вы сможете получать доступ с обычного настольного компьютера, а всю настройку и обслуживание возьмут на себя специалисты. Но если ваше желание все равно сильно — вам нужен собственный сервер и точка, то быть может вам пора попросту создавать свой собственный датацентр?

Известно, что обычный персональный компьютер вполне можно использовать для хостинга веб-сайтов. Достаточно подключить стандартную "персоналку" к хорошему интернет-каналу и оставить ее работать 24 часа в сутки. В некоторых случаях это самое приемлемое и вполне подходящее решение, но не всегда. В этой статье мы попробуем разобраться, чего не хватает обычному ПК, чтобы стать полноценным сервером для веб-хостинга.

Что такое сервер и чем он отличается от обычного ПК? Сервер (от англ. to serve - служить) - это специализированный компьютер, который специально "заточен" на выполнение тех или иных задач. Проще говоря, на типичном сервере для хостинга вы никак не сможете играть в компьютерные игры. Да и монитора у него нет, ведь для хостинга экран не нужен. Собственно, когда мы рассматриваем различия между сервером и ПК в качестве хостинг-системы, то мы говорим именно о специализации сервера. Посмотрим, в чем она заключается и насколько это важно. Готовы ли мы многократно переплачивать, чтобы получить ее?

Специализация сервера обеспечивается благодаря двум главным факторам: повышенная производительность и избыточная надежность. Существует целый ряд особых технологий, которые встречаются только в серверах. Кстати, многие из них в будущем имеют все шансы перекочевать на рынок обычных ПК, как это уже неоднократно происходило раньше. Перечислим вкратце эти "особые" серверные технологии.


Процессор

Для нормального хостинг-сервера одного процессора явно мало, потому что современные веб-приложения очень требовательны. Значительных вычислительных ресурсов требует выполнение скриптов, а также столь модная ныне технология Ajax, из-за которой возникает постоянный поток XMLHttpRequest-запросов. К многопроцессорности толкает сама природа веб-сервера, то есть одновременное обслуживание множества пользователей. Эта задача идеально поддаётся распараллеливанию.

Для серверов предназначены специальные процессоры, например, Intel Xeon, которые отличаются от типичных "пентиумов" поддержкой более скоростной шины процессора, увеличенным размером кэша.


Память

В хостинг-серверах применяются специальные серверные чипсеты (например, Intel E7520 и E7320), которые работают с более быстрой оперативной памятью типа DDR-2. Такая память имеет бОльшую пропускную способность, чем память обычного типа, которая используется в персональных компьютерах. Дистанционное управление сервером тоже обеспечивается за счёт специального чипсета.

Естественно, серверный чипсет поддерживает бОльшие объемы памяти, чем обычный чипсет домашнего ПК. Все серверные чипсеты поддерживают память с контролем четности (ECC).


Шина

Шина - одно из тех "узких" мест, которые не дают использовать обычный ПК в качестве высокопроизводительного веб-сервера. Дело в том, что обычная шина PCI имеет пропускную способность 133 МБ/с, в то время как стандартная гигабитная сетевая карта, которая ставится в серверную стойку хостинг-провайдера, имеет пропускную способность 125 МБ/с. Как видим, даже одна такая карта будет "съедать" все ресурсы шины PCI, почти ничего не оставляя, например, винчестеру. Ну а две карты вообще не смогут работать на полную мощность. А ведь это критически важно, если на ваш сайт вдруг поступает мощный поток запросов от интернет-пользователей. Конечно, далеко не каждый сайт становится настолько популярным, но ведь на одном хостинг-сервере "живут" десятки, а то и сотни сайтов.

Вот почему в сервере хостинга используется несколько независимых шин, обычно стандарта PCI-X (пропускная способность 4 ГБ/с в версии PCI-X 2.0) или PCI Express (до 16 ГБ/с).


Жесткий диск

Традиционно в серверах используют более быстрые винчестеры с интерфейсом SCSI с пропускной способностью до 320 МБ/с. Кроме высокой скорости, этот интерфейс имеет и другие плюсы: "горячая" замена дисков, подключение до 15 устройств на один канал.

Диски SCSI отлично подходят для организации RAID-массивов, то есть систем из нескольких жёстких дисков с избыточным копированием информации. Используя такие массивы, можно практически на 100% гарантировать, что информация не будет утеряна даже в случае выхода из строя одного из дисков.


Корпус

Хостинг-сервер выглядит совершенно не так, как обычный ПК. Дело в том, что для серверов используются другие типы корпусов, которые помещаются в шкафы-стойки (racks). Эти корпусы так и называются: "стоечные" (rackmount). В шкаф их можно поместить несколько десятков. Форм-фактор корпуса измеряется в "юнитах": один юнит (1U), два юнита (2U) и т.д., что соответствует количеству стандартных слотов, которые сервер занимает в шкафу. Один юнит (то есть высота стоечного корпуса) равняется 44,5 мм.

Материнские платы в серверах имеют иной форм-фактор (Server System Infrastructure, то есть SSI), который не встречается в обычных ПК. Платы формата ATX (E-ATX) в серверах сейчас используются редко.


Удаленное управление

Для хостинг-сервера очень важно обеспечить возможность удаленного управления через сеть, а также удаленной диагностики оборудования, ведь сервер обычно находится далеко от нас, а не стоит рядом с кроватью. Да и монитора у него нет, как мы уже говорили, так что в любом случае управлять и настраивать сервер придётся по сети.

Типичный хостинг-сервер позволяет нам через Интернет посмотреть всю информацию о его работе: температуру процессора и материнской платы, скорость вращения вентиляторов, полную статистику о сетевой нагрузке. Обычно настраивается даже отправка критических сообщений (например, о перегреве) по электронной почте или SMS. Сисадмин может даже выключить или перезагрузить сервер через Интернет.

Итак, что же лучше использовать для хостинга - специальный сервер или обычный персональный компьютер? Ответ совсем неочевиден, вот почему многие хостинг-провайдеры работают на обычных персональных компьютерах - и совершенно не стесняются. Такой подход гораздо проще и экономичнее, хотя о какой-то надежности и производительности здесь говорить не приходится. Использование специализированных серверов позволяет обеспечить надежность и производительность, но обойдется дороже.

Анатолий АЛИЗАР

Материал подготовлен при содействии хостинг-провайдера

Современные компьютерные вычислительные и локальные сети имеют либо одноранговую (когда все узлы связаны напрямую и равноправны), либо иерархическую структуру, одним из видов которой является клиент-серверная архитектура. Представление об организации такой модели основано на понимании, чем отличается клиент от сервера, и разделении ресурсов.

Сервер – компьютер, обслуживающий другие компьютеры в сети и предоставляющий им свои ресурсы для решения определенных задач.

Клиент – компьютер, использующий ресурсы сервера и предоставляющий пользователю возможность взаимодействия с системой и сетью.

Эта же схема используется при организации сетевых приложений, только в роли основных узлов выступают серверная и клиентская части софта.

Сравнение

Наглядно эту модель взаимодействия можно представить, вспомнив многопользовательские программы и игры: мы запускаем на своем устройстве клиентское приложение и видим на экране ферму, танки или собственную фотогалерею в Dropbox. Если нет подключения к глобальной или локальной сети (в зависимости от места размещения), кормить коров и сражаться в команде не получится: все файлы и данные хранятся на сервере.

В рамках небольшой домашней или офисной сети, построенной по иерархической модели, отличие клиента от сервера может лежать исключительно в плоскости программного обеспечения. Первый отправляет запросы, второй их обрабатывает и возвращает результат; все процессы осуществляются посредством установленных на компьютеры приложений. Технически машины могут быть любыми, если ПО не требует высокого уровня производительности комплектующих. Для выполнения ресурсоемких задач в качестве сервера используется мощный ПК, тогда как рабочая станция должна лишь быть удобной пользователю и обеспечивать работу коммуникационных каналов.

У компьютеров, выполняющих серверные роли в сети с большим количеством клиентов, аппаратная часть обычно усилена несколькими массивами накопителей с высокой скоростью чтения и записи данных. Также эти машины снабжены максимально возможными объемами оперативной памяти. Зато периферийные устройства для них лишние: мониторы, клавиатуры, мыши, аудиосистемы ввиду отсутствия прямого контакта с пользователем просто исключены из системы.

Итак, в чем разница между клиентом и сервером функционально? Первый инициирует работу программного обеспечения (при участии пользователя или без такового), второй ожидает от него запроса. Клиенту известен полный адрес сервера и способ обращения к нему, а тот получает сведения о клиенте после начала взаимодействия. Рабочие станции могут отключаться по расписанию или желанию пользователя, серверный ПК же работает всегда (или пока запущено серверное приложение). Неработоспособность одного из клиентов ни на что не повлияет, тогда как выход из строя серверного оборудования означает недоступность обслуживания для всех подключаемых к нему узлов сети.

Таблица

Клиент Сервер
Отправляет запросы серверу по сети Получает запросы, обрабатывает и возвращает результат клиенту
Установлено клиентское ПО Установлено серверное ПО
Требования к аппаратным ресурсам системы минимальны В зависимости от количества клиентов и сложности задач требует соответствующей производительности
Напрямую взаимодействует с пользователем Не взаимодействует с пользователем, поэтому может не иметь периферийных устройств
Может включаться и отключаться произвольно Работает всегда, пока есть необходимость обслуживания клиентов
Заранее известен способ обращения к серверу и его адрес Получает сведения о клиенте из запроса