Что делать если не работает кулер на ноутбуке? Принцип работы вентилятора радиатора и причины неисправностей (работает постоянно, не срабатывает) Что делать когда не включается вентилятор

Непонимание природы тех или иных неполадок компьютера часто приводит к ошибкам в диагностике, без которой невозможен квалифицированный ремонт. И подходить к поискам проблемы следует с ее точного описания. Неисправность, которую описывают словами: «при нажатии на кнопку питания (power) компьютер не включается, но вентиляторы работают» называют отсутствием или ошибкой инициализации. Не следует путать с «невключением» — полным бездействием на нажатие power, поскольку причины этих двух проблем, как правило, разные.

Инициализация, в данном случае — это готовность оборудования к работе. И если какое-то из устройств, критически важных для запуска ПК, откажется стартовать, мы и будем наблюдать характерную картину:

  • после включения системного блока слышен громкий шум вентиляторов (они вращаются на постоянной высокой скорости);
  • загорелись и не гаснут индикаторы клавиатуры и включения;
  • экран остается черным.

Больше при этом ничего не происходит.

Причины

По статистике, чаще всего источником подобной проблемы становится следующее:

  • повреждение BIOS — программы, хранящейся в микросхеме флеш-памяти CMOS на материнской плате, ответственной за начальную загрузку ПК, а также за проверку и согласованность работы всех его устройств на этапе старта;
  • вышедший из строя процессор или неисправность его системы питания;
  • неработоспособность ОЗУ (оперативной памяти) или несовместимость установленных планок ОЗУ между собой;
  • неисправность микросхем системной логики (чипсета) на материнской плате, особенно часто — северного моста.

Из других причин, которые тоже могут давать подобную «клинику», можно отметить повреждение элементов материнской платы, приводящее к дестабилизации питания устройств, дефект паяных контактов микросхем, блок питания с «просадкой» напряжения по отдельным линиям, севшая батарейка CMOS, а также неполадки прочего оборудования, установленного на ПК. Однако это встречается реже.

Также важно понимать, что эта проблема никогда не является следствием программных сбоев в операционной системе. Поскольку ее загрузка даже не начинается.

Диагностика

Что может сделать пользователь, оказавшись в такой ситуации? Даже не имея специального оборудования, можно попытаться решить проблему в домашних условиях. Достаточно уметь пользоваться отверткой.

Сбрасываем настройки BIOS до заводских

Это самый простой и, порой, очень действенный способ устранения проблем с загрузкой компьютера. Если ваш случай не из самых сложных, возможно, он поможет.

  • отключите питание компьютера и снимите крышку системного блока.
  • найдите на материнской плате батарейку-таблетку и извлеките ее из гнезда.
  • замкните между собой контакты гнезда батарейки, например, с помощью отвертки;
  • установите батарейку на место.

Есть и другой вариант обнуления BIOS — перемычкой (джампером) Clear CMOS. Ее необходимо снять и на 15 — 20 сек. и переместить на два соседних контакта, после чего вернуть на место. Иногда перемычка называется по-другому: CL_CMOS, CCMOS, CLRTC, CRTC и пр.

После того, как проделаете эти операции, подключите питание компьютера и попытайтесь его включить. Если проблема будет устранена — ее причина крылась в некорректной конфигурации BIOS Setup.

Отключаем все лишнее

Если первый способ не помог, идем дальше. Попробуем исключить влияние оборудования, необязательного для успешного старта ПК. Для этого необходимо подготовить стол, покрытый изоляционным материалом (полиэтилен, резина, пластик, дерево и т. д.), на котором вы будете собирать стенд.

Приступим:

  • отключите питание ПК и снимите крышку корпуса;
  • удалите платы расширения из слотов материнской платы, отсоедините от нее провода питания и интерфейсные кабели, выньте планки памяти;
  • извлеките материнскую плату из корпуса, положите на стол и осмотрите на предмет артефактов — вздутых конденсаторов, следов перегрева (потемнений и деформаций пластиковых деталей), механических повреждений и других дефектов;
  • если артефактов нет — установите в слот одну планку памяти, подключите видеокарту (если нет встроенной), монитор, предварительно извлеченный загрузочный жесткий диск и блок питания;
  • включите блок питания в электросеть;
  • замкните отверткой контакты кнопки включения — Power Switch (могут быть подписаны как ON, PWR_ON, PC_ON) — это действие аналогично включению компьютера нажатием этой кнопки.

Если вы видите на мониторе загрузку операционной системы — значит сбой вызывает одно из отключенных устройств. Ну, а если кроме вращения вентиляторов снова ничего не происходит, попытаемся разобраться более детально.

  • Запустите систему. Осторожно дотроньтесь руками до радиатора процессора и крупных узлов платы — микросхем, мосфетов и т. д. — в норме они должны быть теплыми. Сильный нагрев (не обожгитесь!) — говорит о неисправности элементов (дефект пайки, короткое замыкание), а полное отсутствие нагрева (комнатная температура) — указывает, вероятнее всего, на то, что узел не получает питающего напряжения.
  • Отключите питание ПК. Извлеките планку памяти, удалите оксидный слой на ее контактах, потерев школьным ластиком, продуйте слот, где она находилась, и установите ее назад. Включите компьютер. Если проблема решится — причина была в плохом контакте ОЗУ и разъема платы. Если не решится — установите планку в другой слот — возможно, виноват он.

Заменяем комплектующие на заведомо исправные

Ни один из способов не помог? Остается последнее, что можно сделать дома — по очереди заменять устройства ПК на рабочие, разумеется, совместимые с вашей системой. Однако при этом есть риск их повредить.

Если такой возможности или желания нет, а также при возникновении описанной проблемы на ноутбуке — единственный остающийся вариант — обратиться в сервисный центр.

Сгорание топлива в цилиндрах ДВС сопровождается высвобождением значительного количества тепла, лишь часть которого используется двигателем и преобразуется в механическую энергию. Остальная бесполезно теряется, а для нейтрализации ее излишков приходится задействовать специальные устройства. К ним можно отнести систему охлаждения , возможность работы которой в любых условиях обеспечивает вентилятор радиатора охлаждения.

Принцип работы вентилятора радиатора

Прежде чем рассматривать этот вопрос, затронем в целом, что собой представляет водяная система охлаждения ДВС, показанная ниже на рисунке. Он позволит нам вспомнить принцип ее работы.

В тех случаях, когда через рубашку мотора проходит холодная жидкость, то она забирает излишки тепла, при этом двигатель охлаждается, а вода нагревается. Затем она проходит через радиатор, где отдает полученное тепло в атмосферу, и опять поступает в мотор.

Конструкция радиатора представляет собой набор тонких трубочек, которые создают большую охлаждающую поверхность. Набегающий поток воздуха, проходя через нее, уносит излишки тепла, которые хранятся в жидкости. В тех случаях, когда набегающий поток воздуха отсутствует (работа мотора на холостом ходу, пробки и другие аналогичные ситуации), или его недостаточно для охлаждения воды до нужной температуры, и предусматривается работа вентилятора радиатора охлаждения.

Для этого существует специальная схема управления, основу которой составляет термовыключатель вентилятора радиатора. Он контролирует температуру жидкости. Когда она превышает установленные пределы, то срабатывает датчик, по его сигналу включается вентилятор радиатора, который и создает необходимый поток воздуха. Этим потоком охлаждается нагревшаяся вода, а когда ее температура принимает необходимое значение, опять срабатывает датчик и выключает обдув.

Вот так можно описать основной принцип, по которому работает вентилятор радиатора – он включается, когда температура воды превышает заданную, и отключается после ее снижения до нужного значения .

Чем чревато, если не работает вентилятор радиатора

ДВС – сложное устройство, и его характеристики оптимальны, когда он работает при определенной температуре. Как уже отмечено выше, она зависит от правильной работы системы охлаждения. В случае, когда не удается выдержать нужную температуру, последствия будут достаточно печальными – при перегреве двигатель вполне может заклинить и тогда, как минимум, капитальный ремонт ему обеспечен.

Устойчивость работы всей системы должен создавать вентилятор, позволяя снизить температуру воды в любых условиях. А вот если он не работает, особенно когда жарко, то надо искать, почему вентилятор не включается или не крутится. Сейчас такие устройства обычно бывают электрическими, и отказ самого изделия маловероятен, а возможной причиной этого часто служит выход из строя его обвязки (датчика, предохранителя, соединительных проводов и т.д.).

Значит, выясняя причины, почему постоянно работает вентилятор охлаждения радиатора или почему он не включается или не крутится, надо в первую очередь проверить именно обвязку устройства.

Как проверить вентилятор радиатора

Как мы уже установили, вентилятор радиатора должен включаться, когда температура воды (тосола) превысит заданное значение. Проконтролировать это можно по показаниям приборов на лицевой панели. Если вентилятор не включается, то необходимо проверить всю цепочку прохождения сигнала.

  1. Проверить наличие питающего напряжения, приходящего на изделие. Для этого можно воспользоваться тестером или лампочкой. Отсутствие напряжения будет свидетельствовать о возможном перегорании предохранителя или плохом контакте в проводах.
  2. Исправность самого вентилятора можно проверить, подав на него напряжение непосредственно с АКБ. Если он крутится, то с ним все в порядке, и дефект надо искать в других устройствах. Если же нет, и вентилятор не крутится, то причина дефекта именно в нем. В принципе, при этом можно не стоять на месте и двигаться дальше, но надо обязательно постоянно контролировать температуру двигателя. Когда стрелка подойдет к красному сектору, необходимо остановиться, открыть капот и охладить мотор. Два приема позволят вам двигаться и в этом случае. Держите скорость не менее шестидесяти км/ч, тогда постоянно набегающий поток встречного воздуха будет охлаждать воду, проходящую через радиатор, и вы сможете двигаться в обычном режиме, пока поддерживаете скорость. Другим приемом, позволяющим частично заменить неработающий вентилятор, будет использование обогрева. Переведите печку на максимальный режим нагрева, в этом случае часть лишнего тепла будет уходить через отопитель. Правда, в салоне будет как в бане, но вы сможете добраться до ближайшей СТО.
  3. Чтобы проверить датчик, от него надо отсоединить провода и замкнуть их между собой. Если при этом вентилятор включается и крутится, то значит, не работает сам датчик, он ремонту не подлежит, только замене. Однако если оставить провода замкнутыми, то можно двигаться дальше, при таком варианте вентилятор крутится постоянно, хотя возможно, температура двигателя будет понижена, но это лучше, чем стоять на месте.


Вентилятор радиатора работает постоянно

Частично такой случай рассмотрен выше, причиной является отказ датчика температуры или замыкание проводов, идущих на вентилятор. Но если он постоянно крутится, то вызвано это может быть и залипанием реле. Подобное происходит достаточно часто, особенно после того, как срабатывает реле и вентилятор должен включаться.
Залипание контактов реле означает, что они не могут разомкнуться, из-за чего происходит постоянная подача напряжения на контакты, вследствие чего электромотор крутится постоянно. К последствиям залипания контактов реле надо отнести то, что не выключается вентилятор радиатора.

Часто причиной того, что не работает отключение вентилятора, может служить термостат . Дело в том, что датчик находится в головке блока, именно он определяет, когда должно происходить включение вентилятора. Но охлаждающая жидкость может двигаться по большому и малому кругу, когда она движется по малому, то в радиатор для охлаждения не попадает. Режим движения воды определяет термостат.

Если его заклинило в положении движения воды по малому кругу, то она так и будет двигаться, перегреется, что вызовет срабатывание датчика и включение вентилятора, но т.к. вода не поступает в радиатор, она не охладится, и датчик постоянно будет сигнализировать о высокой температуре. В результате этого не выключается вентилятор радиатора. Определяется такой случай просто – надо потрогать шланги, идущие к радиатору. Когда заклинило термостат, то при перегретом двигателе они будут холодными.

Если не выключается вентилятор радиатора по причине заклинивания термостата, то порой для устранения такого явления можно постучать по корпусу. Часто этого бывает достаточно, и дефект пропадает. Если же всё остается без изменений, то придется снимать термостат, вынимать из него всю начинку и потом ставить на место само устройство.
Другим вариантом того же самого дефекта будет заклинивание термостата в промежуточном положении. Это также может привести к тому, что не выключается вентилятор радиатора, но такая ситуация диагностируется гораздо труднее. Вызваны подобные трудности тем, что некоторое количество воды поступает в радиатор, но ее проходит слишком мало, вся вода не успевает охладиться, что приводит к перегреву двигателя.

Все перечисленное выше не является полным описанием возможных причин, почему не выключается вентилятор радиатора. Их может быть много, порой достаточно странных и неожиданных, но в каждом из таких проявлений неисправностей необходимо искать причины и проводить тщательный анализ.

Рано включается вентилятор радиатора

Другой крайностью является ситуация, когда рано включается вентилятор. В данном случае надо смотреть опять же датчик температуры. Скорее всего, он нуждается в замене. Если конечно, стоит правильный датчик. Дело в том, что датчики бывают рассчитаны на разную температуру, их еще называют летние и зимние, каждый из них должен включаться в своем диапазоне температур. Последние срабатывают позже. И если вы всё время использовали такие, то вам может показаться, что включение вентилятора происходит рано, хотя оно осуществляется вовремя и все работает правильно.

Надо реально оценить, насколько рано все происходит. Если раннее включение установлено по показаниям на комбинации приборов, то это не показатель. Однако когда такое включение вызывает беспокойство, подключите по диагностическому каналу соответствующее оборудование и посмотрите реальные пороги срабатывания датчика.

Охлаждение мотора машины – задача наиважнейшая. Если допустить перегрев двигателя, то в лучшем случае нужен будет его капитальный ремонт. Возможность эксплуатации автомобиля в любых условиях обеспечивается надежной работой системы охлаждения, которая во многом определяется правильной работой всех ее компонентов.

При работе компьютера кулеры видеокарты должны крутиться - это их нормальный режим работы. Но часто некоторые пользователи сталкиваются с проблемой, когда кулер на видеокарте не крутится. Паниковать не стоит, ведь в некоторых случаях даже эта ситуация является нормальной. Но разобраться все равно рекомендуется.

Почему не крутятся кулеры на видеокарте?

Некоторые модели видеокарт оснащаются кулерами, которые крутятся постоянно. Это считается нормальным режимом работы, но другие модели охлаждаются только тогда, когда графический процессор нагревается. В таких видеокартах кулер не крутится при температуре нагрева чипа до 50 градусов, однако точная цифра зависит от самой модели. Некоторые видеокарты имеют более высокую температурную границу для активации кулеров. Современные чипы с большими радиаторами могут нагреваться до температуры 70 градусов и даже более. При этом вентиляторы вращаться не будут, и только при достижении определенной температуры (например, до 75 градусов) они активируются. Однако после того как температура падает ниже установленного порога, кулер на видеокарте перестает крутиться.

Сделано это для сохранения ресурса вентиляторов и экономии электроэнергии, что вполне логично, ведь незачем вращаться кулерам впустую, если чип и без них неплохо справляется. Но во многих моделях эта система отсутствует, и кулеры начинают крутиться уже при нажатии на кнопку включения компьютера.

Поэтому для начала нужно попробовать просто запустить какую-либо игру на компьютере. При этом графический процессор будет нагружен. В результате он нагреется, и специальный алгоритм запустит кулеры. Если вентиляторы закрутились после нагрева чипа, то значит, что с ними все в порядке.

Возможные проблемы

Несмотря на то что вентиляторы могут не вращаться по естественной причине, не исключены и возможные поломки. В том случае, если не крутится кулер на видеокарте, когда температура графического процессора поднимается выше 50 или 75 градусов (как задано системой), то это повод насторожиться. Такое может происходить из-за поломки в аппаратной или программной части видеокарты.

Проблема в драйверах

Чаще всего при повышении температуры до 51 градуса алгоритм должен запустить кулеры, и если он этого не сделал, то в первую очередь нужно попробовать поменять драйверы. Дело в том, что инструкции по запуску и остановке кулеров хранятся именно в драйвере, и часто после удаления старых и установки новых драйверов видеокарта начинает работать стабильно, как и ее система охлаждения, включая вентиляторы.

Если даже после смены драйвера проблема остается, то нужно копать глубже. В первую очередь следует попробовать запустить их вручную. Делается это с помощью специального приложения, которое устанавливается вместе с драйвером. В зависимости от производителя и модели карты приложение может называться по-разному. Чаще всего вместе с драйвером для карты производства AMD устанавливается программа AMD Control Center.

В этой программе можно вручную задать скорость вращения вентиляторов и запустить их. Если вентиляторы будут вращаться, то это говорит о неисправности датчика измерения температуры. Он не работает, а значит, система думает, что температура всегда в норме. Следовательно, алгоритм не будет подавать напряжение на вентиляторы. Жить с этой поломкой можно, но это не совсем удобно. Ведь при запуске игр придется вручную активировать вентиляторы на максимум, чтобы обеспечить хорошее охлаждение.

Но если даже после ручного запуска они не будут вращаться, то, скорее всего, проблема заключается не в программной части, а в аппаратной.

Причины поломки вентиляторов

Очень редко по причине недостатка питания кулер на видеокарте не крутится. Что делать в этом случае? Как минимум можно попробовать установить более мощный блок питания, после чего вентиляторы вновь запустятся. Но довольно редко подобная проблема случается из-за недостатка питания. Скорее всего, имеет место именно аппаратная (физическая) поломка.

Еще один вариант решения, который навряд ли поможет (но надежда есть): снимаете видеокарту, протираете спиртом контакты, подключаете обратно. Если кулеры закрутятся, то значит, имело место окисление некоторых контактов, из-за чего ток не поступал к вентиляторам, и те не вращались.

В этом случае карту необходимо снять и отнести в сервисный центр. Если на нее есть гарантия, то ремонт обойдется бесплатно. В противном случае придется заплатить. Подобная поломка достаточно распространена, и ремонт ее прост. Вероятнее всего, проблема заключается в том, что к кулерам не поступает ток, что говорит о перебое какой-либо дорожки на схеме видеокарты.

Самый плохой вариант

Последний случай, когда нет изображения, кулер видеокарты крутится и на экране вообще ничего не происходит. В этом случае проблема заключается не в вентиляторах, а в поломке видеокарты. Здесь необходима полная диагностика и ремонт. Самостоятельно определить причину не получится, если только у вас есть мультиметр и вы хорошо разбираетесь в электронных схемах.

В статье я приведу несколько быстрых и не очень способов как проверить вентиляторы вашего компьютера на работоспособность. Если кулер не работает, то по какой причине, и можно ли его в случае чего восстановить?

Вентилятор охлаждения, он же кулер, самый простой и долговечный механизм в чреве компьютера. Не знаю, что послужило причиной к его остановке, но причин на то крайне мало.

Кулер не работает? Да ладно …

Тот факт, что вентилятор не крутится, не означает, что не работает. Точнее, что он в нерабочем состоянии. Качественные изделия способны исполнять свою функцию даже после долгих месяцев простоя будучи забиты пылью, но при поданном питании (под нагрузкой), и при том не перегорая. Но и на старуху, как говориться…

Давайте его проверять

В статье буду использовать подручные инструменты, пользование которыми может себе позволить самый явный гуманитарий. Если в доме содержаться измерительные приборы, типа , ничего нового ниже по тексту вы не обнаружите.

Итак, кулер не работает. Какие варианты?

Ну, чудес не бывает. Здесь либо:

  • механизм застопорен, лопастям что-то мешает физически
  • крутиться не должен, ибо управляющего сигнала на вращение нет (система считает, что порог температуры не достигнут)
  • отсутствие электрического сигнала на сам вентилятор

Как разобрать кулер?

А зачем? Дешёвые и дорогие кулеры разбираются до определённого этапа: я говорю о снятии крыльчатки. Но скорее всего вы столкнётесь с ситуацией, когда сами радиоэлементы будут просто недоступны: конструкция впаяна или склеена для устойчивости, так что ДА – кулер часто неремонтопригодное устройство. Но это тема не нашей статьи.

Чистим и смазываем.

Что может мешать лопастям вентилятора раскручиваться? Куски пыли или обвисшие провода. Если от первой причины легко избавиться чисткой, продувкой и последующей смазкой, то второй вариант часто сопровождается характерным звуком. В любом случае на вентилятор следует взглянуть напрямую. Мусор может попасть и внутрь механизма, заклинив движитель. Диагностируем легко – пальчиком по лопастям, придавая вращение. Если сопротивление пальцам не оказано, лопасти легко вращаются, абзац пропускайте. А пока просто чистим (кисточкой или сжатым воздухом). По необходимости смазываем.

Отдираем наклейку в части входа проводов питания и вынимаем резиновую заглушку по центру, защищающую механизм:

Сразу обратите внимание на места пайки проводов к плате. Если вы обладатель 4-х проводного кулера, лучше сразу почистить это место ненужной зубной щёткой или зубочисткой – часто там контактам просто тесно:

это называется “продорожить”

Набираем на кончик отвёртки, зубочистки и т.д. масло (подойдёт любое техническое, растительное из кухни быстро высыхает, оставляя после себя грязь) и промакаем механизм по центру, вращая пальцем лопасти. Так несколько раз:

ну, у меня-то маслёнка есть давно для этих целей

Заглушку и наклейку лучше вернуть на место, чтобы пыль сюда не попадала.

Проверяем вентилятор: способ раз.

Обладателям более “совершенных” кулеров (или если сопротивления вращению не обнаружено) я сразу посоветую обратиться к проверке кулера на работоспособность. Для этого его не нужно снимать с установленной позиции. Если есть возможность, отсоедините разъём от платы. Если нет, оставляем на месте, однако, сразу примечаем цветность проводов. А для проверки на работоспособность нам нужны только два из них.

Разъём в руках или нет, осматриваем маркировку вентилятора. Ищем вольтаж:

Для дальнейшей проверки нам требуется соответствующий блок питания. Батарейка. Она, конечно, не должна превышать по вольтажу параметр, указанный на кулере. У меня оба вентилятора на 12 В. Так что подойдёт обычная 9 -вольтовая “крона”. Лучше новая, не подсевшая. Смонтируем на коленке пару проводников на её контакты:

Их лучше между собой надолго не перемыкать: ничего не взорвётся, конечно, но источник питания вам может ещё пригодиться.

Вернёмся к кулеру. На разъёме чёрный провод – ““, обычно красный – “+ ” (жёлтый не нужен, он читает скорость; если у вас есть четвёртый, тем более оставим в покое, его предназначение – регулировка скорости кулера, что должно поддерживаться материнской платой). Подробнее об устройстве и принципе работы в статье .

Минусовой проводок импровизированного аккумулятора сажаем на чёрный контакт джекера кулера, плюсовой – на красный:

Для наглядности я отрезал разъём от кулера и замыкаю на видео прямо на батарейку:

Красный на “плюс”, чёрный – на “минус” (чёрный провод на кулере есть всегда). Этот кулер рабочий.

Проверяем вентилятор: способ два или оч.умелые ручки.

А с помощью этого варианта вы можете как проверить работоспособность, так и использовать рабочий, но неиспользуемый кулер в качестве вентилятора от тех источников питания, которые имеют на выходе 12 В (например, в авто). И подключаться он, кулер, будет через USB кабель. Для этого потребуется:

  • б\у кабель USB от любого ненужного устройства (хороший кабель не стоит, конечно, специально портить)
  • рабочий кулер

Здесь всё просто. От кабеля отрезаем разъём к другому устройству, оставляя сам USB коннектор. Нам нужны провода со знакомой вам цветовой маркировкой: чёрный и красный . Соединяем с соответствующими проводами кулера. Изолируем и подключаем:

красный на красный, чёрный на чёрный

Вот так примерно и устроены самые недорогие USB-вентиляторы. Не сдует, но побаловаться или проверить самый раз. Для проверки подойдёт абсолютно любой USB разъём типа “мама”. Этот нехитрый приём позволит вам, кстати, проверить и четырёх-пиновые кулеры: сначала соедините “черные” контакты кулера и кабеля, а затем поочерёдно присоединяйте красный провод USB кабеля ко всем контактам на разъёме кулера. Не крутится? В помойку.

Предупреждаю. Надолго крутящийся вентилятор, питающийся таким способом, не оставляйте! Способ указан только для проверки работоспособности.

Прочитано: 2 559

Бесперебойная работа двигателя может быть обеспечена только в оптимальном температурном режиме, именно поэтому системе охлаждения производители моторов уделяют особое внимание. Давно принято в автомобильных двигателях внутреннего сгорания использовать воздушное и жидкостное охлаждение. Воздушное охлаждение устроено довольно просто, и оно представляет собой турбину с крыльчаткой, которая приводится во вращении от коленчатого вала, то есть работает постоянно, пока запущен двигатель. Жидкостное охлаждение значительно сложнее, и оно включает в себя массу элементов. Одним из них является вентилятор охлаждения радиатора, при неправильной работе которого достигнуть эффективного охлаждения мотора не получится.

Оглавление:

Зачем нужен вентилятор охлаждения радиатора

Система охлаждения жидкостью подразумевает, что по специальным кругам в двигателе циркулирует охлаждающая жидкость. Первый круг «малый» - он необходим, чтобы быстро прогреть охлаждающую жидкость и довести ее до рабочей температуры. Второй круг «большой», и он отличается от «малого» тем, что включает в себя радиатор, где перегретая жидкость остывает.

Эффективность охлаждения жидкости при прохождении через радиатор позволяет повысить встречный поток воздуха, возникающий при движении автомобиля. Он проходит через «соты» радиатора, отводя от них тепло, за счет чего более эффективно понижается температура охлаждающей жидкости. Однако при движении на малой скорости или когда двигатель работает на холостом ходу, поток воздуха недостаточен для эффективного охлаждения радиатора. Соответственно, охлаждающая жидкость будет сильно нагреваться при работе, из-за чего может возникнуть . Чтобы этого избежать, включается в работу вентилятор охлаждения радиатора, который направляет поток воздуха на радиатор и охлаждает его.

Типы приводов вентиляторов охлаждения радиатора

На большинстве легковых автомобилей используется вентилятор охлаждения радиатора с электрическим приводом. Он устроен достаточно просто и состоит из трех ключевых элементов: электродвигатель на 12 Вольт, крыльчатка (крепится на роторе) и провода (подводятся к электрической системе автомобиля).

Поскольку вентилятору охлаждения радиатора требуется работать только в тот момент, когда охлаждающая жидкость перегревается, ему необходим управляющий элемент. Им выступает датчик, контролирующий температуру жидкости. Когда она ниже допустимого значения, вентилятор охлаждения отключен. Если охлаждающая жидкость начинает перегреваться, датчик подает команду на включение вентилятора для снижения ее температуры до допустимых значений.

Обратите внимание: При движении автомобиля вентилятор охлаждения радиатора практически всегда находится в выключенном состоянии, благодаря встречному потоку воздуха, который охлаждает радиатор. Однако в пробке или на холостых оборотах он обязан включаться, чтобы не произошел перегрев мотора из-за .

Также существуют вентиляторы охлаждения радиатора на механическом приводе, но они получили распространение только на крупных грузовиках, тракторах и другой специальной технике. Вентиляторы на механическом приводе работают постоянно, если не предусмотрена специальная дополнительная муфта сцепления для их отключения.

Что делать, если вентилятор охлаждения радиатора не работает

Убедиться, что вентилятор охлаждения радиатора вышел из строя и не работает, довольно просто. Для этого необходимо запустить мотор автомобиля и дать некоторое время ему поработать на холостом ходу. Когда на приборной панели будет видно, что температура охлаждающей жидкости подходит к критической зоне, датчик сообщит об этом вентилятору радиатора, чтобы тот включился в работу. В этот момент водитель услышит дополнительный шум из-под капота, а открыв его, увидит, что около радиатора крутится крыльчатка вентилятора.

Если температура охлаждающей жидкости дошла до критического значения, а вентилятор охлаждения радиатора не думает включаться, нужно выяснить, почему так происходит. Можно выделить следующие основные причины, из-за которых вентилятор охлаждения радиатора не работает:


Если вентилятор охлаждения радиатора не включается, обнаружить причину неисправности довольно просто, достаточно выполнить описанные выше проверки.

Что делать, если вентилятор охлаждения радиатора работает постоянно

Еще одной проблемой, которая может возникать с вентилятором охлаждения радиатора, является его постоянная работа. Если электродвигатель не выключается или включается слишком рано, когда температура охлаждающей жидкости еще далека от критической зоны, необходимо установить причину подобной неисправности и устранить ее.

Работа вентилятора охлаждения радиатора без остановки может быть связана со следующими проблемами:


Стоит отметить, что постоянная работа вентилятора охлаждения не столь опасна, как его полный выход из строя, но только не в той ситуации, когда проблема связана с заклинившим термостатом и перегревом мотора.

Вентилятор охлаждения радиатора не работает: как использовать автомобиль

Если вентилятор охлаждения радиатора вышел из строя, лучше сразу разобраться в чем причина и устранить неисправность. Но проблема может возникнуть внезапно, и водитель должен знать основные правила, как двигаться на автомобиле с отключенным вентилятором, чтобы не произошел перегрев двигателя:


Не забывайте, что если охлаждающая жидкость перегревается, лучше остановиться и подождать некоторое время, чтобы она охладилась, чем продолжать движение на автомобиле с риском перегрева двигателя.